ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Тахограф и ДТП. Как прибор влияет на ситуацию.

02 сентября 2015

В последнее время позиционирование темы тахографа перешло в странную плоскость, о нем говорится чуть ли не как о единственной панацее от ДТП. На деле тахограф не способен сделать с автомобилем ровным счетом ничего, когда тот уже попал в аварию, но он может помочь предотвратить катастрофу и найти настоящего виноватого после нее.

Тахограф начнет предупреждать водителя о том, что ему пора отдохнуть за 15 минут до того, как он должен это сделать. В Европе четверти часа зачастую достаточно для того, чтобы найти стоянку, а если человек ее не нашел, то он может просто написать об этом в отчете, никакого наказания за это не предусмотрено.

В России требования к остановкам работают по-другому. Во-первых, водителю положено отдыхать не каждые 4,5 часа, как в Европе, а 4 и каждые последующие 2 часа, во-вторых, объяснение, что остановка была невозможна из-за того, что не было стоянки – не предусмотрено. Вместе с тем, в России большие расстояния, транспортная инфраструктура для водителей грузовых автомобилей только начинает развиваться, а остановка на обочине запрещена.

Но тахограф все равно станет подавать сигнал за 15 минут до положенного времени отдыха. «Интересно, что в Европе этот сигнал выражается просто в мерцании экрана, а в России и в звуковой сигнализации, и в сигнале экрана, который у нас, кстати, тоже намного ярче, - отмечает Геннадий Мирошин, директор по развитию VDO МЕТТЭМ – представителя одного из производителей тахографов в России. – Во всем мире звуковая сигнализация считается отвлекающим фактором, водитель вздрагивает, резко переводит взгляд с дороги на сигнализацию. Но, вместе с тем, он будет слышать ее, пока, наконец, не сделает привал».

Разницы между предупреждением, да и, в целом, работой цифровых и аналоговых тахографов – нет. По большому счету, главное различие между ними заключается в том, что цифровой тахограф взломать невозможно.

«Возможность регулирования скорости в тахограф заложена, но в нашем законодательстве прописан только один пункт, ограничивающий ее: 60 км/ч для школьных автобусов, - подчеркивает Геннадий Мирошин. – В любой момент, когда законодателю потребуется ограничить скорость, он сможет это сделать, прибор имеет такую функцию, но пока водителю предлагается выбирать скоростной режим только в соответствии с дорожными знаками. Тахограф не предупреждает о том, что тут надо ехать медленнее, а здесь быстрее».

Все нарушения скорости фиксируются в памяти устройства. В других странах есть жесткие ограничения: 100 км/ч для автобуса и 90 км/ч для грузовика, поэтому, на всякий случай, мастера ставят этот «барьер» на отечественный прибор, он убережет водителя от штрафа в другом государстве.

Чем же тогда вообще полезна и зачем необходима функция, которая записывает всю «историю скорости»? Предположим, что произошла авария, свидетели, очевидцы и пассажиры рассказывают, что водитель вышел из автобуса шатаясь. Хотите, трактуйте это как опьянение, хотите, как шок. Одни утверждают, что он ехал очень быстро, другие, что совсем небыстро. Первые винят во всем водителя, а вторые – саму дорогу. На деле часто бывает, что показания людей расходятся, а люди видят ситуацию так, как хотят видеть. В этом случае, суд поверит тахографу. И даже если водитель превысил скорость в случае конкретной аварии, но, в целом, показания тахографа говорят о том, что он водит спокойно и никуда не торопится, это может смягчить его участь.

«Главное, чтобы тахограф был в порядке. Имел место случай, когда суд не принял в рассмотрение данные устройства, потому что оно не было откалибровано. Самое обидное, что срок калибровки был нарушен всего на два дня», - добавляет Геннадий Мирошин.

Есть еще один плюс тахографа: сама его идея снижает риск участия грузового транспорта в ДТП. За последние полгода сотрудники Госавтоинспекции выписали более 200 тысяч штрафов за отсутствие тахографов, сумма этих штрафов, вероятно будет увеличиваться, а ответственность за поездки без тахографа в большей степени возложат на управленцев, чем на водителей. На данный момент существует законопроект, предлагающий довести штраф за отсутствие тахографа практически до его реальной стоимости (50 тысяч рублей). В этом случае, поездки без прибора станут абсолютно нерентабельными, а идея: «Чем больше работал, тем больше заработал» - постепенно умрет. Перевозчикам станет невыгодно заставлять водителей сделать как можно больше рейсов, просто потому, что штрафы за это уничтожат всю потенциальную прибыль.

Ну, а в настоящее время, тахограф будет уберегать самых дисциплинированных и ответственных водителей и владельцев автопарков, которые уже живут по его правилам. Кстати, в этом мы совершенно не различаемся с Европой, там против тахографов были целые забастовки, особенно не хотели его устанавливать французы. Это привело к тому, что те, кто был против тахографа, уволились, а те, кто был за, продолжили работу. В итоге, количество ДТП с участием грузового транспорта сократилось на 22%, а ДТП со смертельным исходом – на 55%.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте

события

Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться