ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Тахографы в России: безопасность, законодательство, экономическая эффективность

08 октября 2014

В прошлом году на дорогах страны произошло 11,5 тысячи ДТП с грузовиками. Каждое ДТП при участии грузового и другого коммерческого транспорта наносит огромный урон как человеческим жизням, так и экономике страны.

Одной из причин таких аварий является грубое нарушение режима труда и отдыха водителей. Положить начало решению этой проблемы помог опыт европейских коллег, которые с 70-х годов строго контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей с помощью тахографа – технического средства, предназначенного для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха их водителей. За десять последних лет применения тахографов в странах ЕС количество ДТП снизилось на 22%, а количество ДТП со смертельным исходом – на 55%.

Законодательство

В России оснащение транспортных средств контрольными бортовыми устройствами должно производиться в соответствии с Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36. За отсутствие тахографов следуют штрафные санкции: с 1 апреля 2014 года – для ТС с максимальной допустимой массой не более 12 тонн (категории N2 и N3), перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года – для автобусов, перевозящих пассажиров (категории М2 и М3) и для грузовиков с общей массой свыше 15 тонн, осуществляющих междугородние перевозки. К 2015 году такими устройствами должны быть оборудованы все транспортные средства, используемые в коммерческой среде. За отсутствие тахографа водитель и владелец автопарка будут оштрафованы: водитель – до 3 тысяч рублей, владелец предприятия, которое осуществляет перевозки, – до 10 тысяч рублей.

Устройство тахографа

Цифровой тахограф включает в себя блок регистрации, включая память и модуль НКМ (СКЗИ), два автоматических устройства считывания чип-карт, принтер и дисплей для просмотра информации.  Блок регистрации – это центр системы, в нем хранится все информация о скорости движения ТС, пройденном пути, времени управления, времени нахождения на рабочем месте, времени отдыха и перерывов в работе, случаев доступа к регистрационным данным, перерывов подачи импульсов от датчиков движения и так далее. Все эти данные хранятся на устройстве, в среднем, год.

Получить доступ к информации, хранящейся на цифровом тахографе, могут только владельцы индивидуальных карт. Всего их существует четыре типа: карта водителя, карта владельца компании, карта мастерской и карта сотрудника контрольно-надзорных органов. Водителю карта нужна для работы, владельцу компании – для получения отчета о проделанных перевозках, мастерской – для активации устройства, а надзорным органам – для контроля соблюдения законодательства.

Рынок тахографов

Сегодня в России существует восемь тахографов: DTCO 3283, Штрих ТахоRUS (в двух исполнениях), Меркурий - ТА 001, ТЦА-02НК, КАСБИ DT-20M, EFAS V2 RUS, Drive 5. Существующие устройства отличаются друг от друга своими функциями и возможностями, однако их основная задача едина: контроль режима труда и отдыха водителя. Каждый из представленных приборов вместе с картами тахографа выполняет требования Приказа Министерства Транспорта №36 от 13 февраля 2013 года. Все они регистрируют скорость движения ТС, пройденный путь, время управления ТС, время нахождения на рабочем месте, время отдыха и перерывов в работе, случаи доступа к регистрационным данным, перерывы подачи импульсов от датчиков движения.

Экономическая эффективность

Обязательная установка тахографов на транспортных средствах, вопреки расхожему мнению, может благоприятно повлиять на экономическую составляющую перевозок. Во-первых, за счет записи и непрерывного контроля параметров скорости движения транспортного средства и времени нахождения водителей за рулем повышается безопасность дорожного движения. Не секрет, что в зоне работы камер видеофиксации водители нарушают мало. Аналогичным образом поступят и водители грузовиков, зная, что их контролируют постоянно.

Во-вторых, тахограф исключает несанкционированные перевозки и приписки невыполненных работ недобросовестными водителями. В противном случае, контролирующее устройство зафиксирует факт использования ТС в нерабочее время.

В-третьих, доказано, что после установки тахографа на ТС, увеличивается срок эксплуатации двигателя, шин, тормозных систем и автомобиля в целом, а также снижается потребление топлива и расходов на ТО в результате соблюдения водителем предписанной скорости и режимов движения.

В-четвертых, в случае ДТП по чужой ошибке водитель сможет легко доказать свою невиновность с помощью данных тахографа.

В-пятых, благодаря тахографу расчеты с заказчиками можно осуществлять по фактическим объемам выполненных работ по перевозке грузов.

Для руководителей компаний, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, появляется такая удобная функция, как отслеживание автомобилей в режиме реального времени. благодаря ГЛОНАСС. Это в свою очередь обеспечивает прозрачность перевозок, сокращает время простоя транспортных средств и оптимизирует маршрут перевозки.

По прошествии нескольких месяцев использования тахографов можно провести сравнительный анализ записей в памяти контролирующего устройства и оптимизировать маршруты перевозок и графиков движения по его. Также такой анализ поможет объективно оценить профессиональные качества водителей: чем равномернее изменение скорости, тем выше квалификация водителя, тем экономнее расходуется топливо и ресурс автомобиля.

Установка тахографов

Устанавливать тахограф необходимо исключительно в сервисных центрах, где специалисты знают тонкости законодательства, а также могут в деталях объяснить достоинства и недостатки каждого устройства любого производителя. Все сертифицированные сервисные центры включены в перечень ФБУ «Росавтотранс».  Поэтому, выбирая мастерскую для установки тахографа, в первую очередь нужно обратить внимание, внесена ли она в реестр. Тем не менее, даже наличие мастерской в реестре не гарантирует правильную установку устройства, поэтому следует внимательно проследить весь процесс, чтобы избежать проблем в будущем.

В первую очередь подключается блок питания для бесперебойной работы контролирующего прибора. Следующим устанавливается непосредственно само бортовое устройство тахографа. Оно должно находиться в кабине транспортного средства на досягаемом расстоянии от водителя, желательно на уровне глаз – так дальнобойщик сможет контролировать период труда и отдыха и заранее предвидеть вынужденную остановку. Последней устанавливается антенна ГЛОНАСС, чтобы стала доступной возможность определить точное местоположение транспортного средства на пути его следования.

После этого производится пломбировка всех узлов, калибровка и активация тахографа и блока СКЗИ. Если все сделано правильно, то тахограф будет отображать верную информацию.

Ответственным моментом в установке является калибровка тахографа. Показания спидометра и устройства контроля режима труда и отдыха водителя обязательно должны сходиться, иначе прибор будет работать неправильно.

Самое частое нарушение в установке тахографа – это срыв пломб с целью манипуляции данными. Поэтому после установки устройства в мастерской и между рейсами владельцу автопарка желательно проверять опломбированные места на целостность.

Активация устройства происходит при помощи специальной карты мастерской. Для каждого специалиста существует индивидуальная карта. Далее, чтобы тахограф работал, в него необходимо вставить карту водителя, также индивидуальную и изготовленную в единственном экземпляре.

После правильной установки тахографа любое механическое вмешательство или неверный ввод данных будет зарегистрировано в памяти устройства и обнаружено во время официальной проверки, что повлечет за собой штраф – такой же как и за отсутствие тахографа. Кстати, пока российские санкции не очень жестоки – для сравнения, в Испании, Швеции и Норвегии штраф может достигать €2000 за некорректное использование регистрационных листков или отсутствие данных о времени вождения и отдыха в контролирующем устройстве.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте

события

Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться