ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Владимир Розинов
Главный детский хирург Минздравсоцразвития России

Дети-пешеходы: как предотвратить дорожно-транспортный травматизм?

28 февраля 2012

Ведущее место в структуре детского дорожно-транспортного травматизма занимают инциденты с  участием детей-пешеходов.  По итогам 11 месяцев прошедшего года удельный вес пешеходов среди детей,  пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП),  составил 45,5%. Всего за указанный временной промежуток в ДТП пострадали 8804 детей-пешеходов, 284 из которых погибли. Среди всех детей, погибших на дорогах страны, пешеходы составили треть.

Тревожная статистика характеризует  высокую частоту 4775 наездов на детей по вине водителей ТС, в т.ч. 2039 на пешеходных переходах. Значительная часть ДТП с участием детей-пешеходов обусловлена нарушениями последними Правил дорожного движения  - переходом (30,9%) проезжей части улиц в неустановленном месте, в т.ч. вне пешеходного перехода,  либо неожиданным выходом (11,4%) на проезжую часть из-за различных укрытий – деревьев, строений, транспортных средств, рекламных щитов и т.д.

Подавляющее большинство (свыше 95%) наездов на детей происходит в населенных пунктах. При этом в условиях больших городов тяжесть медицинских последствий у детей-пешеходов существенно выше по сравнению с иными категориями пострадавших в результате ДТП. Структура повреждений у детей-пешеходов в городах характеризуется преобладанием наиболее тяжелых – множественных и сочетанных травм. В связи с этим, свыше 80% детей, погибших в транспортных происшествиях на улицах городов, составляют пешеходы.

Основной контингент пострадавших пешеходов (77,3%) составляют дети школьного возраста. В соответствии с известными закономерностями, в течение суток отмечаются два пика детского дорожно-транспортного травматизма, приходящиеся на временные промежутки 7-9 и 15-18 часов. Сезонные колебания индикаторов дорожно-транспортного травматизма связаны с уменьшением численности городского  детского населения в каникулярный период. Таким образом, «группу риска» формируют дети школьного возраста, направляющиеся в образовательные учреждения или возвращающиеся домой.

Многолетние результаты мониторинга, анализа причин и обстоятельств ДТП с участием детей-пешеходов позволили  нам выделить четыре основных блока факторов риска. Безусловно, ведущими являются безответственное поведение взрослых, как водителей, так и родителей ребенка, иных сопровождающих лиц. Вторым предрасполагающим фактором является отсутствие у детей необходимых стереотипов безопасного поведения на улицах городов. Возрастная психофизиология ребенка не предполагает сформированного чувства опасности, инстинкта самосохранения в урбанистических условиях. Детей отличают высокая двигательная активность, низкая концентрация внимания, зачастую неверная  оценка расстояний и скорости движущихся объектов. Требуют совершенствования оснащение и организация пешеходных переходов, прежде всего у школ, техникумов, училищ и других учебных заведений.

Эффективная профилактика дорожно-транспортного травматизма среди детей-пешеходов – безусловно, многоплановый процесс, в который должны быть вовлечены не только субъекты дорожного движения. К лежащим на поверхности решениям относятся просветительская работа среди взрослых (водителей, родителей, иных сопровождающих ребенка лиц), обустройство пешеходных переходов (установка светофоров, яркое освещение дорожного полотна, нанесение разметки), прежде всего у образовательных  и дошкольных детских учреждений, организация детских автогородков и т. д. Однако стратегически более перспективной представляется концепция разобщения транспортного и пешеходного потоков на базе создания системы школьных автобусов для перевозки детей по маршрутам «дом – школа» и «школа – дом».  Многолетний позитивный опыт эксплуатации школьных автобусов в промышленно развитых странах убеждает, что риск травмы пассажира специализированного автобуса многократно  ниже, чем пешехода. Необходимо также учитывать, что предлагаемая система позволяет обеспечить не только транспортную,  но и иную, в т.ч. криминальную безопасность наших детей.

Сведения об соавторах:

Куршев Владимир Анатольевич – начальник отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России

Розинов Владимир Михайлович – заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России, главный детский хирург Минздравсоцразвития России

Суворов Сергей Германович – старший научный сотрудник Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте
  • Вы абсолютнр верно отметили, что требуют совершенствования и доработки ПДД по части перехода по пешеходному переходу - пешеходы не понимают, что машине, особенно тяжелой русской машине, типа Волги, да еще с плохими тормозами, требуется очень много усилий для того, чтобы затормозить перед пешеходом,чтобы его, мудака, пропустить через дорогу. А следом тормозят другие машины, в т.ч. грузовики и автобусы - им еще сложнее разогнатться. Об излишней трате топлива и загрязнении окружающей среды при ненужном торможении колонны машин и её последующем разгоне я даже не говорю. Я говорю о том, что из-за одного ублюдка, выскакивающего на пешеходный переход, уверенного в том, что он прав и что перед ним обязаны остановиться водители, страдают люди и машины. Надо строить светофоры с кнопками - если пешеходу надо перейти улицу - он жмет кнопку и ждет, когда по его желанию загорится ему зеленый свет. Далее. Нужно убрать все пешеходные переходы и организовать подземные переходы или наземные. Или расширять дороги, а не застраивать их новыми маркетингами и стоянками платными. В любом случае, во всех бедах виновато государства, дума и нелегитимная власть... Fedykin Steelguard 18.05.2012 18:44


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться