ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Наталья Потлачук
Руководитель группы психологических исследований Института БДД Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Личная ответственность за свою жизнь и здоровье

20 февраля 2012

То, что управление автомобилем в условиях мегаполиса – процесс сложный и ответственный, ни у кого не вызывает сомнения. Но не стоит забывать и о других участниках движения – о пешеходах. В этом аспекте мне видится ряд проблем, о которых следовало бы помнить пешеходу, чтобы не оказаться жертвой ДТП.

Личная ответственность за свою жизнь и здоровье

Если остановить людей на улице и спросить, кто отвечает за совершенное дорожно-транспортное происшествие, а конкретно, за наезд на пешехода? Большинство пешеходов, не  задумываясь, ответят – водитель. Потому, что водитель изучал правила дорожного движения в автошколе, сдал экзамен и обязан эти правила соблюдать. Если водитель совершит наезд на пешехода - он будет всегда не прав и понесет ответственность перед законом. Но, при этом, забывается истинная цена подобного дорожно-транспортного происшествия. Для водителя – в худшем случае – тюремный срок на несколько лет, а для пешехода – в лучшем случае, утрата здоровья и трудоспособности (временная - если повезет), а в худшем – летальный исход.
Так если так велика цена, хорошо бы и ответственность обеих сторон была соответствующей. Жизнь и здоровье не вернет никакое, даже самое суровое наказание водителя.

Особенности мышления

Если пешеход никогда не интересовался правилами дорожного движения, он очень поверхностно понимает структуру движения автомобилей, и, поэтому, совершает много ошибок, особенно, при переходе проезжей части в недозволенном месте. Задачей любой автошколы является не только обучение будущих водителей правилам дорожного движения, но и формирование у них особого мышления, которое позволяет видеть дорожную ситуацию в комплексе, оценивать опасность, прогнозировать действия других участников дорожного движения. Пешеходов этому никто не обучает специально.

Правильно, если привычка думать при переходе улицы формируется с детства родителями. Это происходит тогда, когда взрослый объясняет ребенку свои действия при переходе дороги, в том числе, и на нерегулируемых пешеходных переходах, а тем более при переходе дороги в недозволенном месте. Но, когда ребенок регулярно перебегает улицу в неразрешенном месте за руку с мамой, то он думает, что может сделать это самостоятельно. Зачастую, все, что знает ребенок – это то, что надо быстро бежать. Мама ему говорила: «Держись за руку, быстрее бежим». Но быстрый бег через дорогу не является панацеей, если не оценивается дорожная обстановка, расстояния до движущихся автомобилей и их скорость. Естественно, что ребенок не в состоянии самостоятельно совершить сложный анализ дорожной ситуации, тем более, если он не знает, что мама делала это. Он знает – надо быстро бежать, и бежит, создавая угрозу собственной жизни. Это особенности детского мышления, о которых нужно помнить родителям. Особенности мышления и восприятия людей пожилого возраста также доставляют немало проблем водителям. В пожилом возрасте нарушается способность к адекватной оценке скорости и расстояния. Ситуация, когда в темное время суток пожилой человек в темной одежде без отражателей «перебегает» улицу, волоча за собой тележку, знакома всем водителям. У пожилого человека возникает ощущение, что он быстро бежит поперек проезжей части, и он не отдает себе отчет, что скорость его бега далека от скорости молодого человека, и он создает серьезную опасность для других, а, прежде всего, для себя.

Еще об одном важнейшем аспекте – о критичности мышления, рефлексии

Не всегда пешеход считает для себя необходимым даже мысленно оказаться на месте водителя. Существуют разные дорожные ситуации. Не всегда перед водителем открывается достаточный обзор, что бы он мог вовремя заметить пешехода и заблаговременно принять меры. Ни один водитель не может остановить автомобиль мгновенно, даже если он едет с допустимой скоростью. Часто выход на нерегулируемый пешеходный переход оказывается запаркован автомобилями или  недостаточно освещен. И хорошо бы пешеходу понимать, что в этом случае водитель увидит пешехода уже в середине проезжей части и может не успеть затормозить. При этом затормозив, он не может мгновенно остановить автомобиль, и даже скорости 20 км/час достаточно, для того, чтобы пешеход получил тяжкие телесные повреждения.

Конечно, отлично было бы, если бы и водитель понимал психологию пешехода: не каждый пешеход был когда-то водителем, но каждый водитель имеет опыт перехода улицы в качестве пешехода. И наверняка нет водителя, который бы не нарушал правила перехода улицы как пешеход. Поэтому не случайно преподаватель автошколы постоянно повторяет будущему водителю фразу: «пешеход имеет преимущество...». Пешеход менее защищен физически. И правила «общения» водителя и пешехода, наверное, объясняются простым человеческим принципом – нельзя обижать слабого. Если водитель намеренно не пропускает пешехода там, где пешеход имеет преимущество, то проблема с самооценкой водителя. Жаль, что не каждый водитель осознает, что на месте этого пешехода мог бы быть его ребенок или мать, да и он сам.

Кажется, все просто. Если пешеход понимает опасность наезда автомобиля, он начинает думать о собственной безопасности, находясь на дороге, т.е. он становится в состоянии оценить техническое оснащение пешеходного перехода, заблаговременно убедится в намерениях водителя и возможностях автомобиля затормозить, и только после этого совершит переход. Если водитель уважает себя, то и уважает других, и вряд ли будет подвергать опасности свою свободу и здоровье другого человека.

Казалось бы – элементарные меры предосторожности и вежливости. Но эти правила естественны, так же, как законы природы. Не стоит пренебрегать ими. Они могут спасти жизнь.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться