ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Владимир Соколов
Председатель МОД «Союз пешеходов»

Проблемы пешеходов и первоочередные меры для обеспечения их безопасности

15 февраля 2012

В России  ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов:  каждое третье ДТП (с пострадавшими) – это  наезд на пешехода. В крупных городах до половины всех ДТП   –  наезды на пешеходов, из них на пешеходных переходах в городах происходит каждый ТРЕТИЙ наезд на пешехода, в том числе по вине водителей -  в 86% случаев.

 В последние несколько лет, в результате ДТП гибло от 8,7 до 10 тысяч пешеходов ежегодно, каждый седьмой из пострадавших в ДТП, т.е около 10 тысяч пешеходов в год  становятся  инвалидами.

 Итоги2011 г. также неутешительны: после некоторого снижения показателя смертности пешеходов в 2010-2011 г.г., опять наметился его рост.     

Эксперты МОД «Союз пешеходов» провели  анализ ситуации на дорогах,  выделили основные и сопутствующие причины  ДТП с участием пешеходов и изучили положительный зарубежный опыт в этой области.  Для нас очевидно, что проблемы пешеходов невозможно решить в отрыве от транспортных проблем в целом, однако подход к их решению должен основываться на равенстве прав участников дорожного движения - и водителей и пешеходов на безопасное и, по-возможности, комфортное передвижение по дорогам и улицам городов. Часто необходимы компромиссы, но предлагая решение проблемы необходимо помнить, что во главе приоритетов всегда должна быть человеческая жизнь и здоровье.  

Ежегодный существенный прирост автопарка в России при слабом росте дорожной сети не дает повода для оптимистичных прогнозов изменения ситуации на дорогах, особенно в городах, поэтому от некоторых автомобилистов поступают «рацпредложения» по увеличению пропускной способности дорог за счет ликвидации пешеходных переходов. Однако, для экспертов очевидно, что реальное решение проблемы пробок в крупных городах  в условиях ограниченности дорожной сети, возможно только через ограничение потока автомобилей на улицах, что  достижимо лишь в случае развития общественного транспорта или рассредоточения  «центров притяжения» - учреждений, торговых и развлекательных центров и т.п. на больших территориях.  По этим двум путям решения транспортной проблемы уже идет г. Москва.

           Тем не менее, даже в условиях пробок на дорогах и дефицита финансовых средств, защитить пешехода на дороге можно и необходимо делать это уже сегодня.

            Пешеходы не просто участники дорожного движения. Они – наиболее массовая часть городского населения, поэтому их интересы имеют  приоритет при планировании развития дорожной сети в Европейских странах. И это понятно: иначе города, созданные изначально для человека,  превратятся в города для автомобилей.

             В России, к сожалению, крупные города - не самое лучшее место для пешехода. Особую озабоченность в последние годы вызывает рост числа наездов на пешехода на пешеходных переходах (и в городах и вне городов), которые, как правило, происходят по вине водителей и имеют тяжкие последствия.

         Вступая на «зебру» пешеходного перехода, пешеход считает себя защищенным Законом, однако на практике,  «зебра» пешехода не защищает.

        

         Наезды на пешеходных переходах – самая острая проблема пешеходов на сегодняшний день. Ее разрешение вполне возможно, но требует инвестиций и комплексного подхода, обеспечивающего одновременное решение некоторых традиционных для российских пешеходов проблем.

    

          Основные причины высокого травматизма пешеходов на дорогах мы разделили на «Основные», к которым относятся факторы, связанные с условиями передвижения пешеходов по дорогам и «Сопутствующие», к которым относятся факторы, связанные с  культурой, воспитанием, законодательным стимулированием исполнения требований Правил дорожного движения.  

 

         К основным причинам травматизма, связанным с условиями передвижения пешеходов по дорогам мы относим:

- несоответствие действующих требований по безопасности для  одноуровневых пешеходных переходов современным скоростным режимам движения (особенно при отсутствии контроля за скоростью движения автомобиля) и интенсивности транспортных потоков автомобилей и пешеходов:

- использование нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных дорогах, которые не позволяют водителям из второй и третьей полосы увидеть пешехода, вступившего на «зебру»

отсутствие у пешеходных переходов элементов активной безопасности  для принудительного снижения скорости движения автомобилей при подъезде к пешеходному переходу - с помощью искусственных неровностей и повышения уровня «зебры» над уровнем проезжей части. 

- превышение показателей интенсивности транспортных потоков для многих нерегулируемых и регулируемых наземных пешеходных переходов, что требует строительства регулируемых или подземных (надземных)  пешеходных переходов.

плохую видимость знаков «пешеходный переход» и разметки «зебра» и  плохую видимость пешехода водителем в темное время суток - из-за отсутствия дополнительного освещения зоны перехода, отсутствия светоотражательных знаков на одежде пешехода, плохого обзора дороги. 

- недостаточность безопасных разноуровневых пешеходных переходов (например обеспеченность ими Москвы  - 25%) и безопасных одноуровневых пешеходных переходов, что является основной причиной перехода проезжей части в неустановленном месте (14% от всех нарушений, совершенных пешеходами) и перехода проезжей части вне пешеходного перехода (25,9% нарушений), отсутствие визуальной информации о месте расположения ближайшего пешеходного перехода;

- отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек, что вынуждает пешеходов идти по проезжей части, при этом они, как правило,  выбирают не более безопасную, а более удобную сторону дороги, которая может оказаться на стороне попутного  движения, что часто приводит к тяжелым последствиям; 

- недостаточное применение пешеходных ограждений в местах дорог, опасных для их перехода пешеходами, отсутствие информационных указателей для пешеходов о ближайшем пешеходном переходе.

Субъективные причины травматизма, связанные с  культурой, воспитанием, законоприменительной практикой.

- неблагоприятная атмосфера взаимоотношений на дороге, сложившаяся между участниками дорожного движения, которая  проявляется в том, что водители не склонны прощать другим ошибки, помогать в затруднениях, воспринимают других участников дорожного движения как соперников в соревновании, не сразу уступают, если не имеют преимущества в движении и совершенно не готовы уступить, если по «Правилам дорожного движения» они имеют преимущество. Это относится, в основном, к водителям, но, иногда - к пешеходам. Например, часто пешеходы вступают на «зебру»,  не задумываясь о том, что водитель уже очень близко от перехода и вынужден резко тормозить, чтобы пропустить пешехода. 

- практическая безнаказанность за нарушение водителем правил проезда регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов из-за отсутствия технических средств видеофиксации нарушений проезда пешеходных переходов, и реальной загруженности полицейских – сотрудников ГИБДД оформлением протоколов о произошедших ДТП, число которых, по данным Российского Союза Автостраховщиков, давно перевалило за 2 миллиона в год. 

- неправильная оценка пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей, невнимательность, неправильная оценка возможности автомобиля затормозить, что приводит к  неожиданным выходам пешехода на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, деревьев, игре на проезжей части, что приводит к ДТП. 

- возможность для водителя избежать адекватного наказания за совершенное правонарушение с тяжкими последствиями, как вследствие имеющейся  правоприменительной практики (за наезд на пешеходном переходе с летальным исходом обычно назначается условное наказание или  лишением свободы на срок 1-3 года в колонии – поселении с правом досрочного освобождения, при этом,  есть возможность вообще избежать наказания «по примирению сторон»), так и в следствии имеющейся возможности избежать наказания, скрывшись  с места преступления (чем пользуются 6% виновных водителей), а также мягкости административных санкций (размер штрафов, в основном, не превышает стоимости одной - двух заправок бака автомобиля).

- отсутствие социальной рекламы и образовательных программ в игровой и развлекательной форме для детей и взрослых на центральных каналах ТВ в прайм-тайм и недостаточность наружной рекламы на улицах по проблематике безопасного передвижения по дорогам.     

         Среди субъективных причин высокого травматизма пешеходов особо отмечаем отвратимость и неадекватность наказания за нарушение Правил дорожного движения и преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. Это обесценивает усилия общества и сотрудников ГИБДД по профилактике правонарушений и приводит к повторным нарушениям и преступлениям.

         Несмотря на острейшие проблемы с безопасностью пешеходов в России, постоянно кто-то пытается эти  проблемы ухудшить. В прессе и даже в Государственной Думе продолжается обсуждение возможности разрешения водителям поворачивать направо на красный свет. Об этом летом 2011г. просили  премьер-министра   В.В. Путина чиновники, пытающиеся решить проблему пробок в крупных городах за счет пешеходов. В.В. Путин поручил  заместителю министра внутренних дел по безопасности на транспорте проработать этот вопрос и, на сколько мы знаем, ГИБДД подтвердило, что это будет ущемлением  прав и возможностей  пешеходов.  Инициаторы этого «рацпредложения» подсчитали, что  в Москве оно позволит сократить пробки на 15%,  и приведет к экономии бензина  на 10%. Не обсуждая всерьез приведенные цифры, вспомним, что на перекрестках, оснащенных светофором, пешеходам разрешено переходить дорогу на зеленый свет.

         Исходя из принципа равного учета интересов участников дорожного движения,  пешеход имеет такое же право на безопасное и быстрое (с пешеходными скоростями) передвижение по улицам, как и водитель автомобиля. При критически низкой обеспеченности безопасными (подземными) пешеходными переходами городов (в г. Москвы это 25-30%,  в других городах - еще меньше), ликвидация  пешеходных переходов в массовых количествах  приведет  к переходу пешеходами улиц в неположенном месте и, соответственно, к новым человеческим жертвам на дорогах. Экономия времени водителей за счет повышения рисков для жизни пешеходов - недопустима.

         Если будут ликвидироваться какие-то пешеходные переходы со светофорным регулированием на перекрестках, то пешеходы вправе рассчитывать, что в непосредственной близости от перекрестка будут организованы  регулируемые пешеходные переходы - их потребуется от двух до четырех – на каждой дороге, ведущей от перекрестка. Но в этом случае водителям снова придется терять время - на пропуск  пешеходов и, очевидно, что  эффект такого решения будет отрицательным.  

 

          Еще одна «мина замедленного действия» была заложена несколько лет назад в ГОСТ  Р 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА», Во многих городах под предлогом исполнения этого нового ГОСТа,  который предусматривает устройство пешеходных переходов через 250-300 метров вместо ранее действовавшего норматива в 120-150 метров,  началась ликвидация действующих пешеходных переходов.  Уже зафиксированы в Ярославле первые жертвы среди пешеходов на месте ликвидированного перехода, так как  никаких новых пешеходных переходов не строится, на месте ликвидируемых переходов не устанавливаются пешеходные ограждений, указатели и информационные табло о переносе пешеходного перехода.

       В связи с ростом смертности пешеходов в ДТП, в  последе время в СМИ началось активное обсуждение идеи о повышении штрафов для пешеходов, что, якобы, улучшит ситуацию.  Ее главная цель  - стимулировать пешехода пересекать дороги по пешеходным переходам, чтобы сохранить ему жизнь и здоровье. Однако, статистика говорит о том, что пока регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы в России – места повышенной опасности для пешеходов - именно на них был сбит каждый третий пешеход из попавших в ДТП в городах и каждый четвертый  в среднем по России!

         Не отвергая регулирующей роли штрафов, мы считаем, что прежде чем поднимать штрафы за переход в неположенном месте, государство должно обеспечить безопасность на пешеходных переходах, иначе это будет выглядеть просто циничным.   К тому же,  количество нарушений пешеходов, по статистике ГИБДД, в 2011 г. уменьшилось почти на 6%, а  водители стали нарушать  больше (рост на 5,8 %).  

         Мы предлагаем ликвидировать опасные для пешеходов переходы на многополосных дорогах, однако рассчитываем, что взамен должны обустраиваться регулируемые  пешеходные переходы. Как это делать  - известно и не требует больших затрат в сравнении со строительством подземных переходов.

         Еще одной острой проблемой является плохая видимость пешехода в темное время суток.  По статистике 2010 г. наезды на пешехода в тёмное время суток составляют 39,5% всех ДТП, что превышает дневной показатель примерно на 10%, а риск получить смертельные травмы в тёмное время для пешеходов повышается  на 43,9%.  Именно в этот период гибнет более двух третей (69,1%) от всех погибших пешеходов. 

         Необходимо срочно законодательно ввести требование ношения в темное время суток пешеходами светоотражателей, для начала – детьми.  Предложения по такой законодательной инициативе мы уже подготовили.  Лучше всего светоотражатели в виде подвесок, можно в виде, браслетов, наклеек, нашивок, очень эффективны светотражатели с использованием мигающих лампочек. Все это давно применяется  в европейских странах.

         К сожалению, проблемы попавших в ДТП пешеходов, а также водителей и пассажиров не заканчиваются после доставки их в больницу. Наибольшее количество обращений в «Союз пешеходов» связано с проблемами изыскания средств на лечение, затем с компенсацией затрат на лечение, и справедливого наказания виновника аварии. На каждом из перечисленных этапов от пострадавшего и его родственников требуются серьезные усилия и определенные юридические и экономические познания.  Юридическими консультантами МОД «Союз пешеходов» подготовлена «Инструкция для пострадавшего в ДТП пешехода, его родственников, а также пострадавших водителей и пассажиров», которая размещена на нашем сайте. Мы надеемся, что найдутся спонсоры для ее издания.

           Многие проблемы пострадавших в ДТП пешеходов, водителей и пассажиров могли бы быть решены внесением изменений в Закон об ОСАГО подготовленных  МОД «Союз пешеходов» совместно с МООА «Свобода Выбора», которые   предусматривают выплату ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ компенсаций за тяжкий или средней тяжести вред здоровью через месяц после ДТП ВСЕМ пострадавшим в ДТП гражданам  в размере 20% и 40% от максимальной суммы компенсации без предоставления подтверждающих документов, кроме справки о ДТП и заключения о полученном вреде здоровью.  

         Принятие указанных поправок будет способствовать более качественному лечению пострадавших (т.к. не все виды услуг предоставляются в рамках ОМС), снизит тяжесть последствий для здоровья от полученных травм и сократит количество инвалидов.

           В настоящее время выплаты по ОСАГО можно получить только после завершения лечения. При тяжком вреде здоровью это возможно через 12 - 18 месяцев, предоставив массу справок и выписок, и преодолев бюрократические редуты. Поэтому лишь менее 1% пешеходов и менее 3% водителей  обращаются в страховые компании за компенсацией понесенных затрат. Но деньги на лечение требуются незамедлительно! Учитывая, что Минфин предложил увеличить максимальный размер выплат за вред здоровью по ОСАГО до 500 тыс. руб. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ компенсация в размере 100 и 200 тыс. руб. будет существенным подспорьем. Затраты, превышающие эти суммы должны быть подтверждены документально.

            Кроме того, наши поправки в ОСАГО призваны уровнять возможности пешеходов и водителей по получению информации о страховой компании виновника ДТП, а также учитывают специфику человека, получившего тяжкие телесные повреждения и, в связи с этим, неспособного выполнить ряд требований Закона об ОСАГО.

         

Предложения МОД «Союз пешеходов» по повышению безопасности пешеходов на дорогах:

1. Оборудовать не менее 20% регулируемых пешеходных переходов камерами видеофиксации проезда транспортного средства на красный сигнал светофора (пока такой практики в России нет).

2. Ввести ограничения  разрешенной скорости при приближении к пешеходным переходам, где зафиксированы наезды на пешеходов, до 40 км/час.

3. Устраивать на проезжей части  за тридцать и двадцать  метров до пешеходного перехода искусственные  неровности (или виброполосы), создающие  неудобства при проезде на скорости более 40-50  км/час (исключая полосы для движения общественного транспорта). Это  будет сигналом для водителя о приближении к пешеходному переходу.

3.1 Для машин Скорой помощи и автобусов на многополосных дорогах без полосы для общественного транспорта - делать разрывы на первой полосе движения в волнах и виброполосах,  с учетом межколесного расстояния этого транспорта, что позволит проезжать без помех. 

4.  Поднять  уровень  дороги, где расположен  пешеходный переход с нанесенной разметкой «зебра», на  4 см. над уровнем остальной проезжей части, с плавным переходом к проезжей части, что обеспечит лучшую видимость разметки и заставит водителя дополнительно снижать скорость..

5.  Обеспечить все пешеходные переходы в городах дополнительным освещением в вечернее и ночное время.

6. Внести изменения в КОАП:  повысить штрафы за  проезд на красный свет регулируемого пешеходного перехода до 1700 рублей, учитывая особую потенциальную опасность для пешехода данного нарушения правил дорожного движения.

 7.  Заменить  нерегулируемые пешеходные переходы на многополосных дорогах, где происходят наезды на пешеходов, на регулируемые пешеходные переходы.

 

8. Предусматривать при проектировании и строительстве дорог в населенных пунктах пешеходные ограждения в местах, где запрещен переход, но около дорог имеются общественно значимые объекты инфраструктуры, чтобы снизить мотивацию пешехода перейти дорогу в неположенном месте. Предусмотреть  дооборудование  действующих дорог пешеходными ограждениями.

 

9. Учитывая большое количество наездов на пешеходов, двигающихся вдоль автомобильных дорог по обочине (из-за отсутствия других вариантов передвижения):

- предусматривать при проектировании и строительстве дорог между близко расположенными населенными пунктами (до 5 километров) пешеходных дорожек по обочине, отделенных ограждениями от проезжей части дороги или удаленных от проезжей части более чем на 2 метра.

- предусмотреть дооборудование  действующих дорог пешеходными ограждениями или пешеходными дорожками.

 

 10.  Изменить  ГОСТ  Р 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА», п. 4.5.2.1: «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м…..», вернув действовавшие до введения этого ГОСТа требования по максимальному расстоянию между пешеходными переходами в населенных пунктах - от 120 до 150 метров, учитывая, что переход дороги в неположенном месте занимает первое место среди причин гибели и травматизма пешеходов, а основной причиной нарушения правил перехода дороги является отсутствие поблизости пешеходного перехода.

 

11. Учитывая повышенный травматизм пешеходов в темное время суток на неосвещенных участках дорог (в том числе на неосвещенных пешеходных переходах), принять Закон об обязательном ношении на верхней одежде в темное время суток светоотражающих элементов, предусмотреть бесплатное обеспечение школьников таким светоотражающими элементами (подвесками, наклейками, накидками), а также обеспечивать ими  молодых родителей.

 

 12. Увеличить в начальных классах школ количество учебных часов по безопасности дорожного движения для практических занятий в игровой форме, уделяя этому по 15 минут еженедельно за счет других уроков или перемен.

 

 13. Разработать Государственную программу реабилитации граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших тяжкий или средней тяжести вред здоровью, учитывая, что часто - это люди детородного возраста, на иждивении которых находятся дети, и им требуется возможность вернуться к какой-то полезной деятельности, самостоятельно двигаться и работать. 

 

14. Предусмотреть в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2018 г.г. разделы:

        14.1 «Выявление мест концентрации дорожно - транспортных происшествий, в том числе  с участием пешеходов, на федеральных и региональных дорогах и в городах, создание на базе ГЛОНАСС «Интерактивной карты мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» для их оперативной  ликвидации.

         14.2 «Финансирование изготовления роликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения, в том числе для взрослых и детей различных возрастных групп с учетом специфики их восприятия

договор купли-продажи автомобиля

 

         Ликвидацию выявленных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и считать  основным показателем эффективности Федеральной целевой программы,  наряду с  показателями по общему уменьшению количества погибших и пострадавших в ДТП.

  

 15. Подготовить изменения в законодательство в целях обязать центральные телевизионные каналы бесплатно транслировать в прайм-тайм социальные видеоролики по безопасности дорожного движения, в объеме не менее 5% от времени, выделенного на рекламу.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте
  • Прочитал предложения МОД - полностью с ними соглашусь если они будут откорректированы в соответствии с КОНСТИТУЦИЕЙ РФ , а именно частью 2 статьи 19 . Если непонятно задаю наводящий вопрос : какой штраф за движение по пешеходным дорожкам водителям и какой штаф пешеходам за движение по прооезжей части дорог ? Равны ли они ? Если нет , то в чем выражается равенство прав и свобод , гарантируемое государством по КОНСТИТУЦИИ , между водителями и пешеходами ? А как обстоит дело с неотвратимостью наказания ? У водителя есть госномер , а у пешехода ? И это не единственная пара несоответствий КОНСТИТУЦИИ . Я думаю в правовом государстве все Кодексы должны разрабатываться в строгом соответствии с КОСТИТУЦИЕЙ РФ , чего не могу сказать о действующем КоАПе . Так что нашему ПРЕЗИДЕНТУ - ГАРАНТУ КОНСТИТУЦИИ работы непочатый край . Александр Глухов 16.02.2012 06:41


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться