ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Валерий Козлов
профессор, доктор медицинских наук, эксперт по «человеческому фактору»

Обучать водителей по-старому - преступление

13 февраля 2012

Один из наиболее тяжелых видов ДТП - наезд на пешехода. С точки зрения психологии в данной трагедии проявляется нарушение взаимодействия между водителем и другими участниками дорожного движения и, в частности, пешеходами. Чтобы понять почему это происходит, необходимо оценить динамику развития дорожной обстановки и того, как автотранспортная система в лице автошкол на это реагирует.

Если внимательно проанализировать то, что произошло на дорогах за последние 20 лет и то, что произошло за это же время в системе подготовки водителей, то не надо быть сверхумным, чтобы увидеть полное несоответствие, диссонанс. На дорогах произошла революция в виде резкого роста количества транспортных средств, увеличения скорости, плотности и интенсивности движения, а также усиления процесса взаимодействия участников дорожного движения, в т. ч. водителей и пешеходов. В автошколах же по-прежнему, как и 20, и даже 50 лет назад дрессируют вращать «баранку», поочередно давить на педали, а также требуют знать, как работает карбюратор и другие систем ТС. К сожалению, описанное противоречие за все эти десятилетия не привлекло внимания ни одного специалиста. Никто не увидел, а тем более не заявил о необходимости радикального изменении системы обучения водителей. Когда негативные явления на дорогах страны в начале нулевых годов этого столетия стали очень быстро нарастать, то специалисты с техническим образованием, заполонившие автотранспортную систему, предлагали лишь одно – увеличение времени вождения, не понимая причин дорожно-транспортных трагедий. Результата это не дало, но оплата за обучение возросла. Некоторые предложили обучать так называемому экстремальному вождению. Еще одно ошибочное предложение, от которого на Западе отказались. Непомерно в эти годы разрослось влияние идеологии бывших автогонщиков в обучении водителей-любителей. Очень вредная тенденция, негативные последствия которой проявляются в автоавариях.

Все изложенные недостатки и заблуждения пронизывают сегодня автотранспортную систему и диктуют свои законы, последствия которых известны из статистики ДТП, где высокий удельный вес составляет наезд на пешеходов. Автор этих строк попытался в 2002-2006г.г. прийти на помощь и с психологических позиций изменить систему подготовки водителей. Но, увы, ни в ГИБДД, ни в других структурах, причастных к обеспечению безопасности дорожного движения, это интереса не вызвало. Специалисты-«технари» к этому были не готовы. Прошедшие в те же примерно годы обсуждения проблемы ДТП на высшем государственном уровне, эффективностью не отличались, т. к. психологические аспекты безопасности дорожного движения на них не рассматривались.

Так как же нам изменить отношение водителей к обеспечению безопасности дорожного движения и в первую очередь к предупреждению наезда на пешеходов? Думаю, любой согласится, что ни скорость вращения «баранки», ни темп давления на педали, а тем более знание работы карбюратора к этим явлениям никакого отношения не имеют. Здесь «работает» чистая психология, о которой в автотранспортной системе весьма скудное представление и, в частности, в автошколах. Но без психологии ничего не сделать. Постоянное повышение штрафов без совершенствования системы обучения водителей – лишь демонстрация не цивилизованности страны. С чего надо начинать?

Прежде всего, надо понять, что такое вождение и какое место в нем занимает такая частная деятельность, как организация взаимодействия с другими участниками дорожного движения, и в первую очередь с пешеходами. Проведенный нами медико-психологический анализ ДТП показывает, что довольно часто их причинами становятся не слабые знания водителем правил дорожного движения или низкая его подготовка по управлению автомобилем, а нарушения функционирования внутренних (психических) механизмов регуляции деятельности, о которых водители в подавляющем своем большинстве ничего не знают. Это проявляется в агрессивном поведении при вождении, а также выполнении действий, неадекватных возникающей ситуации и приводящих к нарушению правил дорожного движения (ПДД) или небезопасному управлению АМ. Автотранспортная статистика изобилует подобными примерами.             Однако сам водитель часто не знает, почему он не смог укротить свою агрессивность или выполнил ошибочное действие, которое стало причиной аварии. К сожалению, не могут помочь ему в этом разобраться и сотрудники ГИБДД, т. к. внутренние механизмы регуляции деятельности при расследовании не анализируются. Вместе с тем без понимания их построить эффективную профилактику ДТП не возможно. Оказывается, что при управлении АМ водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует (не всегда даже осознанно!):

- психические установки (уступать – не уступать; пропускать – не пропускать; нарушать – не нарушать; оповещать других водителей – не оповещать; помогать – не помогать и т. д.);

- убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить АМ или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта и т.п.);

- суждения (я спешу, поэтому нарушу ПДД, или я спешу, но нарушать ПДД не буду, т. к. это до добра не доведет; я – на роскошной иномарке и мне все должны уступать или мы все на дороге равны; я сейчас отомщу за "подрез" или меня "подрезали" случайно, по неопытности и т.п.) и др., которые являются важным компонентом психических механизмов регуляции. В данном компоненте отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры водителя и обеспечивает безопасное вождение АМ.

Формирование установок, убеждений и т.п. осуществляется на протяжении всей жизни человека с учетом его индивидуальных особенностей и при активном влиянии той среды, в которой он живет, воспитывается, приобретает профессию и работает. Важную роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению и, что самое главное, закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя. Еще раз подчеркнем, что обучение в автошколе лишь внешне сводится к отработке умений и навыков. С психологической точки зрения имеет место, прежде всего, формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя, важным компонентом которых наряду с мотивацией являются установки водителя, его убеждения, суждения и др. Поэтому, какие механизмы, такая и регуляция, а какая регуляция, такая и надежность водителя, т. е. безопасность на дорогах. Становится очевидным, если кто - то заинтересован реально изменить состояние дел в автотранспортной аварийности в лучшую сторону, в т. ч. предотвратить наезды на пешеходов, то он должен обратиться к психологии, а не пытаться по - прежнему дрессировать вращению «баранки» и повышать штрафы. 

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться