- Дмитрий Филимонов
- Журналист
Правила Байкала
Если вы ездили по льду Байкала, вы надолго это запомните. Если вы ездили по льду Байкала в марте, вы запомните это навсегда. Потому что в марте по льду уже никто не ездит. Кроме сумасшедших и местного шамана Валентина Хагдаева. Шаман Валентин Хагдаев баллотируется в мэры Ольхонского района. Ольхон – остров посреди Байкала. В клубе рыбацкого поселка Хужир на острове Ольхон назначена встреча кандидата Хагдаева с избирателями. Предвыборная кампания, знаете ли. Деваться некуда.
У кромке льда останавливаются две «Волги». Одна из них бронированная. Машины принадлежат иркутскому бизнесмену с золотой фиксой. Бизнесмен финансирует избирательную кампанию шамана. Потому что бизнесмена с фиксой интересует омуль. Байкальский омуль – это деньги. Если шаман станет главой района, бизнесмен с фиксой получит контроль…Политика, знаете ли. А политика – дело рискованное.
На берегу стоит серая «буханка» с печкой внутри. Из «буханки» вылезают два мужика в телогрейках с надписью «МЧС». Задача мужиков – ставить на ледовой трассе знаки и вехи. Собственно, знак на трассе один – восклицательный. Вехи, вдолбленные в лед, означают границы трассы -- обочину. Если на трассе появляется трещина, промоина или торос, мужики переносят дорогу в сторону. Мужики не советуют ехать на Ольхон. Март ведь. С утра вроде не было трещин и промоин, а к полудню солнце припекло – теперь черт его знает. Но мы не можем не ехать. Мы – это шаман Валентин Хагдаев и его свита: супруга шамана, бизнесмен с фиксой, водитель второй «Волги» и корреспондент. Нам придется рискнуть. У нас же предвыборная кампания.
Раньше на Ольхон вертолет летал. Это был очень старый вертолет. Чтобы завести двигатель, пилоты наматывали на ступицу винта трос, второй конец привязывали к грузовику и дергали. Потом старый вертолет упал. Поэтому теперь в ноябре или в марте, когда лед еще тонкий или уже тонкий, на остров -- только по ледовой трассе. Крепко помолясь.
Шаман достает из багажника пластиковую бутылку с молоком, наливает чуть в пробку и кропит машины. Капли молока стекают по капоту. Шаман шепчет молитву духу Байкала. Теперь можно ехать. Но водитель второй «Волги» отказывается садиться за руль наотрез. Бизнесмен с фиксой откупоривает бутылку водки (благо в багажнике целый ящик – для встречи с избирателями), наливает в пластиковый стакан и протягивает водителю. Тот махом вливает в себя водку и на глазах начинает храбреть.
Две машины мчатся по льду Байкала. Ветер «сарма» из Сарматского ущелья сдувает снег, поэтому байкальский лед блестящий и гладкий, как хоккейная площадка. И если бы не торосы и полыньи…
Тут свои правила дорожного движения. По льду ездят, приоткрыв дверцы. Холодно? Зато если машина ухнет в промоину, есть шанс выбраться. Подсчитано, что машина уходит под лед от двух до семи минут. А вот если дверцы закрыты, лед заблокирует их – и все. За зиму на Байкале под лед уходят пять-семь-десять машин. Люди гибнут редко -- лишь те, кто не соблюдает правило «открытых дверей». Правило второе – не пристегиваться. Иначе не успеешь отстегнуться. Правило третье -- не снижать скорость. На большой скорости есть шанс проскочить трещину.
Запчасти ходовой это - Рычаги передние и задние подвески, и сайлентблоки. Купите в нашем магазине по самым низким ценам
Остановишься перед трещиной – провалишься. Правило четвертое – не тормозить. Тормоза на льду – лишняя деталь. Только закрутит и вынесет с трассы.
До острова километра полтора. Бронированная «Волга» -- не лучшее средство передвижения по мартовскому Байкалу. Сверкающая трасса повизгивает под колесами тяжелой машины. «Волга» подпрыгивает на торосе, грохается всеми своими железками об лед. Сквозь грохот железа – точно пушечный выстрел -- треск. Пьяный шофер орет матом. Это не вопль страха. Это крик радости. Трасса пройдена! Вот он, берег. Проскочили. Ох, повезло!
Ну, теперь вы понимаете, по каким правилам ездят в России? По правилам Байкала.
P.S. А шаман Валентин Хагдаев так и не выиграл выборы.