ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



«Движение без опасности»

Островок безопасности для дальнобойщика

24 сентября 2014

В советские времена основной грузопоток на длинные расстояния проходил по железной дороге. Сейчас же ситуация кардинально изменилась, и заказчики с целями удобства стали пользоваться услугами автомобильных грузоперевозок – это и быстрее, и дешевле. Сегодня, по данным аналитического агентства «Автостат», в России насчитывается 3,75 миллионов грузовых транспортных средств.

Но при всем удобстве и выгоде для владельцев коммерческих предприятий, для самих водителей такие перевозки представляют массу трудностей. В пути дальнобойщику приходится справляться с самыми разнообразными проблемами самостоятельно, от технических неисправностей транспортного средства до грабежей. С последней проблемой водители чаще всего сталкиваются во время стоянок в неохраняемых зонах. Возникает вопрос: почему дальнобойщики останавливаются в таких местах? Ответ прост – потому что специальных зон для стоянки слишком мало по стране.

В Европе власти «заставляют» дальнобойщиков отдыхать и совершать остановки во время путешествия уже более полувека, а с 1995 года все автотранспортные средства государств-участников ЕСТР, допускаемые к международным пассажирским и грузовым перевозкам, обязательно оборудуются тахографами. Под это правило попадают автотранспортные средства, используемые для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых, включая вес прицепов или полуприцепов, составляет более 3,5 тонн, и используемые для перевозки пассажиров (более 9 человек). В настоящее время в странах Евросоюза применение тахографа является обязательным не только для международных, но и для внутренних перевозок. Это устройство помогает избежать аварийных ситуаций, так как его основной задачей является контроль режима труда и отдыха водителя, а также соблюдение скоростного режима.

Чтобы хорошо отдохнуть, выспаться и поесть, в Европе расположено огромное количество стоянок для дальнобойщиков. Каждая оснащена небольшим торговым центром, где водитель может купить еду и напитки, выпить кофе, просто расслабиться или приобрести необходимые ему товары для авто. Часто стоянки оснащены грузовой автомойкой, прачечной, станцией техобслуживания, грузовым шиномонтажом и даже небольшим залом игровых автоматов. Но главным достоинством таких зон является их безопасность. Стоянки, где располагаются дальнобойщики для отдыха, хорошо охраняются и позволяют водителю расслабиться и не думать о сохранности груза хотя бы несколько часов.

Так как история европейской тахографии насчитывает уже несколько десятков лет, европейские контрольные устройства обладают большим количеством полезных функций, которые заметно упрощают работу водителя. Так, тахограф DTCO 3281 торговой марки VDO имеет удобную опцию поиска парковочных мест. «Тахограф выходит в интернет, посылая запрос на поиск ближайшей стоянки, которая появится на пути водителя в ближайшие, скажем, 30 минут. Программа осуществляет поиск и выдает ответ: подходящая стоянка будет через 24 минуты, бронировать ли парковочное место? Эта система очень удобна и проста в использовании: водителю достаточно нажать кнопку», - рассказывает об устройстве Дмитрий Батаков, заместитель генерального директора по развитию, Continental Automotive RUS.

Однако в России эта функция пока еще не используется. Система тахографии в нашей стране начала развиваться совсем недавно – с 1 апреля 2014 года были введены первые санкции за отсутствие прибора на борту грузопассажирских коммерческих транспортных средств. Сегодня оснащению тахографами подлежат транспортные средства категории N2, N3 для перевозки опасных грузов; автобусы категорий M2, M3 для перевозки пассажиров; транспортные средства категории N3. Отметим, что по закону грузоперевозчики должны проводить в дороге не более четырех часов, затем 15 минут отдыхать, а после чередовать двухчасовую работу с 15-минутным перерывом. Всего в дороге следует проводить не более девяти часов. Однако, как отмечают сами дальнобойщики, такой режим очень сложно соблюдать из-за ограниченного количества либо отсутствия специальных стоянок.

По данным Минтранса Московской области, сегодня в регионе работает 128 стоянок для грузового автотранспорта на 4320 машино-мест. На других территориях ситуация сложнее, там дальнобойщикам приходится почти всегда «отдыхать» на обочинах. Некомфортные условия для отдыха являются одной из причин постоянной усталости водителей. К сожалению, повсеместное введение тахографов не решит этого вопроса. Проблема безопасности грузопассажирского транспорта – комплексная, как и любая проблема в области безопасности дорожного движения. В ее основе лежит три составляющих: законодательная, правоприменительная и инфраструктурная. Первые две – на этапе становления: санкции за отсутствие тахографов и нарушения режимов труда и отдыха водителей вводятся поэтапно, профилактические рейды проводятся по всей России. Но что касается инфраструктуры для водителей на дальние расстояния – она пока находится в зачаточном состоянии, и этот вопрос надо решать уже сейчас.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться