ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



«Движение без опасности»

Безопасность грузового и пассажирского транспорта – залог успеха коммерческих перевозок

26 мая 2014

С 1 апреля этого года в силу вступили штрафные санкции к перевозчикам пассажиров и грузов, чьи машины не оборудованы тахографами. Теперь, если прибор не установлен, инспекторы ГИБДД могут выписать штраф: водителю - до 3 тысяч рублей, владельцу предприятия, которое осуществляет перевозки, - до 10 тысяч рублей.

Тахограф - это устройство, контролирующее, соблюдает ли водитель режим труда и отдыха. Кроме того, прибор фиксирует и другие полезные детали маршрута: скорость транспортного средства, время его движения и простоя. Использование тахографа обосновано частыми ситуациями, когда дальнобойщики без перерыва сутками находятся за рулем. Следствия такого вождения: невнимательность, рассеянное внимание или даже сон за рулем, что в свою очередь провоцирует выезды на встречную полосу, опрокидывания в кювет, аварии.

Так, в субботу в Санкт-Петербурге водитель самосвала, груженного металлом, выехал на встречную полосу, где врезался во внедорожник Toyota Land Cruiser и рейсовый автобус «КАвЗ». В полиции не исключают, что водитель грузовика мог заснуть за рулем. В результате – восемь погибших (в том числе пятилетняя девочка и одиннадцатилетний мальчик), еще четверо госпитализированы. Почему водитель большегруза выехал на «встречку»? Действительно, уснул или устал, отвлекся? Наверняка, режим труда и отдыха не был соблюден.

Другой случай – за день до этого, в пятницу 23 мая. В Саратовской области водитель грузовика МАЗ заснул за рулем, протаранил «ГАЗель» и сбил стоявшего рядом инспектора, а затем врезался в эвакуатор и бетонное ограждение. По данным полиции, водитель пришел в себя уже после аварии, а пострадавший инспектор скончался от полученных травм в тот же день. Авария произошла в четыре утра – неудивительно, что водитель грузовика заснул. Тем более, что он едва ли соблюдал режим труда и отдыха, как и многие дальнобойщики.

Большинства ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта можно было бы избежать, если бы режим труда и отдыха всегда соблюдался. С введением обязательной установки тахографов на такие транспортные средства ситуация должна измениться, однако, не сразу. С 1 апреля приборы должны стоять в кабинах у экипажей международных рейсов и в машинах, перевозящих опасные грузы. У автобусов, перевозящих пассажиров, а также у грузовиков категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок, есть запас времени до 1 июля 2014 года. В целом, владельцы коммерческого транспорта должны завершить эту работу к началу 2016 года.

Основной удар в виде штрафов придется на водителей, однако, именно у водителей должна быть заинтересованность в установке тахографов. Во-первых, это сделает поездки более безопасными, сократится риск ДТП из-за усталости водителя. Во-вторых, у водителя появится документальное подтверждение того, сколько времени он проводит за рулем, а это в свою очередь поможет урегулировать с работодателем вопросы заработной платы. Благодаря тахографу водитель может показать, сколько он действительно работает, а контролирующие органы не позволят бизнесмену эксплуатировать своих работников.

У владельца предприятия тоже есть причины, помимо законодательных санкций, для установки тахографов на свои автомобили. В докладе ВОЗ «Управление скоростью» отмечается, что зачастую руководители автопарков, водители общественного транспорта и водители грузовых автомобилей стремятся во что бы то ни стало достичь определенных показателей, и это приводит к превышениям скорости и многочасовому пребыванию за рулем, что негативно сказывается на дорожной безопасности. «Располагающие собственным автопарком организации должны осознать риск подобного поведения, а также и то, что введение мер повышения дорожной безопасности и соблюдения скоростного режима в долгосрочной перспективе приведет к снижению издержек», - подчеркивают авторы доклада. Ключевым элементом следует считать введение четких правил в отношении максимально допустимого расстояния и числа часов за рулем для водителя в день, а также соблюдения скоростного режима. Для этого можно вводить систему поощрений или санкций, а также использовать технические средства (такие как тахографы), чтобы снизить количество нарушений.

Кроме того, именно тахографы позволят обеспечить прозрачность и эффективность труда. Каким образом? Согласно законодательству, большегрузы и автобусы, помимо тахографа, должны быть оборудованы глобальной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС. Большинство выпускаемых сегодня тахографов уже дополнены ГЛОНАССом, что существенно экономит затраты компаний-перевозчиков. Благодаря этому устройству у каждого владельца появилась возможность отслеживать все передвижения водителя в режиме онлайн.

Часто водители-дальнобойщики злоупотребляют своим положением и используют автомобиль компании для своих нужд. Ранее это можно было контролировать только путем заполнения товаротранспортных накладных, что не всегда отражало реальную действительность. Сегодня благодаря тахографу с ГЛОНАССом становится понятно, что происходит с машиной. И если водитель поехал на дополнительную работу, не уведомив об этом компанию-работодателя, то его можно привлечь к ответственности. Это важно и потому, что зачастую дополнительная занятость водителя приходится на время после основной работы, то есть в ущерб соблюдению режима труда и отдыха.

Таким образом, бизнес коммерческих перевозок становится действительно прозрачным, а значит – более эффективным и успешным. Тем не менее, необходимо помнить, что главное правило любых перевозок – грузовых или пассажирских – это безопасность. Она заключается, минимум, в трех пунктах: надежный и качественный автопарк, квалифицированный водитель и соблюдение режима труда и отдыха. И важно отметить, что без последнего пункта первые два бесполезны.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться