ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Наталья Агре
Президент экспертного центра «Движение без опасности»

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ВОДИТЕЛИ

27 февраля 2014

Вчера вечером в Тюмени произошло страшное ДТП, унесшее жизни двух невинных людей - пешеходов, ожидавших зеленого света для перехода дороги. Водитель грузовика нарушил требования дорожных знаков, разрешающих движение только в прямом направлении, и попытался повернуть на перекрестке налево. И, конечно, такое нарушение не обошлось без череды последствий - сначала авария с рейсовым автобусом, потом - выезд автобуса на тротуар, где стояли две женщины. Которые, как сухо говорит отчет ГИБДД, “получили несовместимые с жизнью травмы”. Обе женщины погибли. 

Мы каждый день читаем в сводках новостей под вкладкой “происшествия” о таких трагедиях. И для будней нашей страны тюменское ДТП - рядовое ЧП, проходящая новость. Но нельзя забывать, что это “рядовое” происшествие унесло жизни людей и изменило жизни их родных навсегда. 

На первый взгляд, в аварии виновен водитель грузовика: он нарушил правила. Но, с другой стороны, по словам очевидцев происшествия, автобус-участник ДТП пронесся на мигающий зеленый сигнал светофора со скоростью не менее 70 км в час. Точки над i расставит следствие, но пока налицо - человеческий фактор, отсутствие культуры дорожного движения, преступная неосторожность водителей. 

Ежегодно по вине водителей грузовиков происходит до 12 000 ДТП, около 2000 людей гибнут. Как правило, эти аварии происходят из-за того, что водители засыпают за рулем после 16-часового рабочего дня или становятся невнимательными, сознательно пренебрегают правилами или случайно нарушают их. 

Почему нарушил водитель грузовика в Тюмени? Возможно, он спешил. Возможно, он плохо знал правила. Возможно, он устал за долгое время в пути и просто не заметил предупреждающих знаков. Выявить проблему и узнать правду было бы гораздо проще, если бы грузовик был оборудован тахографом - довольно простым устройством, которое вот уже 50 лет в обязательном порядке контролирует скорость, маршрут, время отдыха и работы европейских водителей. 

В России согласно постановлению Правительства РФ № 922 от 1996 года все автобусы с числом мест более 20 и грузовые транспортные средства с массой более 15 тонн, осуществляющие междугородные перевозки, должны быть оборудованы тахографами. Но пока нет контроля, тахографы никто не устанавливает, воспринимая как шутку этот указ. Не смешно, а очень серьезно станет в апреле этого года.

С 1 апреля 2014 года за отсутствие тахографа вводятся штрафы: для граждан - от одной до трех тыс. рублей, для должностных лиц — от пяти до десяти тыс. рублей. Водителя за нарушение режима труда и отдыха тоже накажут рублем: от одной до трех тыс. рублей. 

И, наверное, эта мера позволит избежать подобных ДТП впредь. Но чтобы законы работали, необходим контроль и неотвратимость наказания. Сегодня на третьей Международной научно-практической конференции "Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее" в Казани мы подняли этот вопрос и сделали вывод, что необходима повсеместная практика автоматизированной видеофиксации нарушений, вычисления средней скорости движения машин. И - главное - чтобы все это было связано единой системой управления. 

Сегодня коммерческие компании, работающие и зарабатывающие в нашей стране, экономят на технически исправном транспорте, на опытных водителях, на их отдыхе. Они не обращают внимания на стопку штрафных квитанций за многочисленные нарушения ПДД своих работников - для больших корпораций такие суммы ничтожны, в то время как несколько часов "бездействия" - отдыха и сна водителя, положенных ему по закону, принесут убытки. Но эта ситуация должна быть в корне изменена. Потому что те компании, которые экономят за счет транспорта и водителей, экономят за счет нашей с вами безопасности.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться