ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Газета «Гудок»

Главные нововведения при получении водительских прав

04 ноября 2013
Новый закон «О безопасности дорожного движения», вступающий в силу 5 ноября, сделает обучение автомобилистов более европейским
С пятого ноября при получении водительских прав будущие автомобилисты столкнутся с рядом новшеств, которые предусматривает вступающий в этот день в силу закон «О безопасности дорожного движения». Эксперты выделяют четыре наиболее значимых нововведения, которые касаются как начинающих автомобилистов, так и водителей со стажем. 
 
Одно из них заключается в том, что количество категорий транспортных средств увеличится с пяти до десяти, и появится шесть подкатегорий.  
 
Новые категории BE, CE, DE, C1E и D1E позволят управлять автомобилями с «тяжелыми» прицепами, однако сдать на них права можно будет только через год после освоения основной категории.  
 
Согласно документу, скутеристы теперь не смогут ездить без прав – для мопедов и легких квадрациклов предусмотрена специальная категория «М». Права на них можно будет получить, начиная с 16 лет.
 
В Научно-методическом центре подготовки водителей отмечают, что такое увеличение категорий пойдет на пользу автомобилистам. Во-первых, им не придется учиться ездить на грузовике, если потом они собираются использовать, к примеру, газель. Во-вторых, это будет способствовать постоянному совершенствованию водительских навыков.  
 
«Сначала молодой человек научится ездить на скутере, потом на легковой машине, потом, если появится необходимость», - поясняет председатель правления организации Сергей Быков. 
 
Также в новых правах появится информация о медицинских противопоказаниях. В частности, там будет указано, что водителю запрещено управлять автомобилем без очков или линз.
 
Водителям со стажем пересдавать экзамены и обменивать старые права на новые не придется. Удостоверения нового образца им выдадут по истечении срока действующих документов.  
 
Второе новшество затронет тех, кому не терпится сесть за руль: закон разрешает сдавать экзамены на категории B и C, начиная с 17 лет. Однако в случае успешной сдачи водитель получит свои права, только когда ему исполнится 18. Ранее досрочно к сдаче экзаменов в 17 лет допускались только молодые люди, проходящие обучение в специализированных учреждениях, например, юношеских автошколах.
 
Третья новация, наверняка, обрадует  многие начинающих автолюбителей: им разрешат сдавать экзамен на машине, оснащенной автоматической коробкой передач. Но в этом случае в правах появится отметка «АT» - «Automatic transmission only»  - и водитель не сможет ездить на «механике». Если сотрудник Госавтоинспекции обнаружит, что это правило нарушено, автомобилисту придется заплатить штраф в размере 15 тысяч рублей. 
 
Водитель, сдавший экзамен на права на автомобиле с механической коробкой передач, допускается к управлению транспортными средствами с любой трансмиссией. 
 
Сергей Быков отмечает, что уже давно следовало бы принять эту норму. «Такое правило действует во многих европейских странах, и мы в этом плане давно отстаем. Это абсолютно правильно, ведь есть люди, которые не собираются водить «механику», и лишние знания им просто не нужны», - комментирует эксперт. 
 
А вот четвертая норма может расстроить тех, кто собирался сэкономить и самостоятельно освоить навыки вождения. Теперь сдать экзамены в ГИБДД можно будет только после обучения в автошколе, к чему специалисты относятся более чем положительно.
 
«Даже в автошколах иногда прививают ложные навыки, что негативно сказывается на дорожной ситуации», - говорит Сергей Быков и добавляет, что не менее важен психологический настрой водителей и привитие им понимания того, что на дороге они партнеры, а не соперники. 
 
Директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что это нововведение снизит нагрузку на ГИБДД, так как те, кто не посещали автошколы, зачастую сдавали экзамены чуть не с десятого раза. 
 
«Однако здесь нельзя обойти стороной вопрос о том, что качество подготовки во многих российских автошколах находится на достаточно низком уровне. Это связано с тем, что нет единой программы, по которой они готовят учеников. Есть обязательные требования, но как их выполнять, каждое учреждение решает самостоятельно, где-то сокращая количество часов, а где-то увеличивая», - добавляет Вадим Мельников. 
 
Кроме того, у нас достаточно короткий срок обучения в автошколах. За рубежом больше внимания уделяется теоретической части, основам законодательства и ответственности, которую несет водитель в случае нарушения ПДД. Намного больше времени уделяется и практическим навыкам. 
Но в любом случае, отмечает Вадим Мельников, для того, чтобы повысить безопасность на дорогах, нужно, чтобы каждый участник дорожного движения соблюдал ПДД, причем и как водитель, и как пешеход. 
 
Его коллега из Научно-методического центра подготовки водителей Сергей Быков добавляет, что России стоило бы перенять опыт Европы, где человека не только наказывают за нарушения, но и помогают улучшить свои навыки вождения. 
 
«Например, если человек набрал определенное количество штрафных баллов, ему говорят: или отберем права, или иди учись. Это гораздо более действенно, чем оплата больших штрафов», - заключает эксперт.  
 
Справка
Новые категории и подкатегории транспортных средств:
 
    • категория «А» - мотоциклы;
    • категория «В» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
    • категория «С» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
    • категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
    • категория «ВЕ» - автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
    • категория «СЕ» - автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
    • категория «DЕ» - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
    • категория «Tm» - трамваи;
    • категория «Tb» - троллейбусы;
    • категория «M» - мопеды и легкие квадрициклы;
    • подкатегория «А1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
    • подкатегория «В1» - трициклы и квадрициклы;
    • подкатегория «С1» - автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
    • подкатегория «D1» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Чип-тюнинг
    бензиновых и дизельных двигателей
  • подкатегория «С1Е» - автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
  • подкатегория «D1Е» - автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Екатерина Захарова
Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться