ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



«Движение без опасности»

Три столпа БДД: инфраструктура, культура и образование

24 сентября 2013

PSA Peugeot Citroën – французская автомобилестроительная компания, второй по величине производитель автомобилей в Европе, который является завсегдатаем крупнейших автосалонов мира, не мог обойти стороной и Франкфуртский автосалон. Концерн представил две новинки автопромышленности на выставке: Citroen C4 Picasso и Peugeot 308. При разработке новых моделей PSA не только улучшает их дизайн и делает их удобными в использовании, но и старается обеспечить максимальную безопасность для водителя и пассажиров. В эксклюзивном интервью «Движению без опасности» Жан-Франсуа Уэр, специалист отдела по связям с общественности PSA Peugeot Citroën, рассказал о технологических инновациях компании в сфере безопасности и о том, какие шаги необходимо предпринять для сокращения ДТП в России.

 

- Наш первый вопрос касается непосредственно безопасности дорожного движения. Какие технологии по обеспечению безопасности используются в настоящее время в вашей компании?

- Я хотел бы начать с более общих моментов. На протяжении многих лет, а точнее последних 20 лет, PSA, как и большинство автопроизводителей, усердно работает, чтобы усилить безопасность автомобилей. Например, когда в передней части автомобиля происходит процесс поглощении энергии, салон практически не повреждается, а 20 лет назад под пассажирским салоном происходила деформация, и этот процесс почти нельзя было контролировать. Мы много работали и теперь, когда происходит авария на скорости 60 км/час, салон удается сохранить, а, следовательно, уже можно продумывать варианты того, как «удержать» пассажиров в автомобиле, чтобы правильно и вовремя сработали подушки безопасности и ремень безопасности, и человек был спасен. Мы называем «системами удерживания» любые системы, которые мы устанавливаем в автомобиль, включая сидения, ремни безопасности с натяжителями, подушки безопасности. Таким образом, на данный момент уровень защиты очень высок. Это мы называем «пассивной безопасностью», то есть защитой пассажиров во время аварии. На сегодняшний момент автомобили (Пежо и Ситроен) в 4 раза более безопасны, чем 20 лет назад. То есть, садясь в Пежо или Ситроен, риск погибнуть в аварии снижается в 4 раза. Это и есть главный результат. Но со временем этот процесс усложняется. Я имею в виду, что теперь, когда мы достигли такого прогресса, нам будет все труднее и дороже поддерживать подобный темп развития. 

Проблему пассивной безопасности на данный момент можно в принципе считать решенной. Однако это не значит, что мы перестали работать над обеспечением безопасности. Теперь наша задача – избежать самих аварий. Благодаря новым технологиям – радарам, камерам, сенсорам – мы можем предсказать, что произойдет в следующий момент. Затем мы будем стараться принимать решения за водителя. Теперь у нас есть система Электронного контроля устойчивости (ESC), которая уже присутствует почти во всех машинах, а, значит, следующим шагом станет появление большего числа камер, дополнительных дисплеев, радаров, которые будут измерять расстояние до впереди идущего автомобиля, и способствовать более быстрому и взвешенному решению. Круиз-контроль, например, тоже будет работать в зависимости от дистанции до впереди идущего автомобиля. Мы называем это «адаптивная система круиз-контроля» (ACC), которая работает на основе радара, измеряющего расстояние. Кроме того, существует «электронная система торможения» (EBS), которая позволяет машине затормозить в случае, если система распознает возможность аварии и поймет, что водитель либо тормозит не в полную силу, либо перестал тормозить вообще вследствие каких-либо причин. Автомобиль будет сам тормозить вместо водителя, чтобы избежать аварии, а если избежать ее не удастся, то, по крайней мере, будет значительно снижена серьезность столкновения и тяжесть последствий.  В этом направлении мы сейчас активно продвигаемся.

    - Вы упомянули появление все большего количества камер. Но почему PSA и другие производители авто до сих пор не устанавливают камеры на приборную панель? Может, это неплохая идея – установить в автомобили «черные ящики» или что-то вроде этого?

- Да, вопрос об установке «черных ящиков» обсуждается в Европе. Первое их предназначение – сбор информации. Но какую цель мы тогда преследуем? Оказывать давление на водителя, чтобы в случае ДТП он попал в тюрьму или платил штраф? Это первая проблема. Суть второй в следующем: если вы хотите подойти с научной точки зрения, то возникает вопрос, что именно должно быть зафиксировано. Нам придется стандартизировать многие вещи, нам придется сотрудничать с политиками и с другими производителями, то есть пытаться законодательно регулировать этот вопрос. Невозможно, чтобы один производитель внедрил подобную систему, а другие нет. Это создаст серьезные противоречия на рынке.

Кроме того, как я уже сказал, мы активно устанавливаем камеры в наши машины. Если вы посмотрите на новый Пежо-308, то увидите, что в нем камеры установлены за зеркалами на ветровом стекле. Однако сегодня этот процесс только начинается, поскольку наличие камер – недешевое удовольствие. Производители автомобилей сталкиваются с проблемой, что им необходимо сделать машину привлекательной по цене, а всевозможные устройства, о которых мы с вами говорим, стоят денег. Каждый раз мы вынуждены рассчитывать соотношение между эффективностью и затратами. Сегодня многие компоненты подешевели, я имею в виду, камеры и радары. Тем не менее, радар – это порядка 100 евро. Поэтому мы должны быть очень осторожными при внедрении подобных нововведений, постоянно имея в виду конкурентоспособность наших конечных цен на автомобили. Это немцы могут себе позволить продавать дорогие машины, а мы не можем. Мы должны быть доступными и эффективными. Мы не можем «напичкать» машину всем сразу – это будет длительный процесс.

- Что вы можете сказать о последних тенденциях в автобезопасности?

- Возможно, конечной целью станет создание полностью автоматизированных беспилотных автомобилей, где водителю ничего не нужно делать. Например, как в Гуглмобиле, где нет водителя, только пассажиры. Это же «Священный Грааль»! Однако предстоит еще много работы. Когда речь идет о безопасности, мы должны быть надежны на 100%. Ошибки недопустимы – особенно если мы говорим о жизни человека. А такие системы не всегда предоставляют высокий уровень безопасности. Мы в PSA можем создать Гуглмобиль, но потом мы выпустим его на дорогу, и он попадет в аварию. Поэтому это долгий процесс. Ну и, конечно, такой автомобиль должен быть доступен – ведь никто сейчас не может позволить себе Гуглмобиль.

Но он стал бы настоящим прорывом в дорожной безопасности, ведь 90% аварий происходит по причине человеческого фактора, а в беспилотном авто таких проблем не будет. В Европейской комиссии много говорят об этом, однако требуется время, прежде чем такой автомобиль станет доступным, надежным и даже привлекательным. Мы в PSA по-прежнему уверены, что вождение автомобиля должно приносить удовольствие.

Тема поведения водителей очень важна для нас, потому что в России водители до сих пор не привыкли, например, пропускать пешеходов на переходах… Мы знаем, что есть некие системы, которые предупреждают водителя о том, что впереди будет пешеходный переход, может, они могли бы помочь в этой конкретной проблеме?

- Мы не должны забывать одну важную вещь – современные технологии не могут решить всех проблем. Прежде чем запускать технологию, которая призвана решить ту или иную проблему, необходимо предпринять серию базовых шагов – заняться образованием, культурой поведения на дороге и обеспечить инфраструктуру, которая обезопасила бы всех участников дорожного движения. Пешеходы не должны переходить дорогу, когда захотят – этому тоже надо учить, нужно предпринять все эти шаги до того, как запускать новую технологию. Надо обучать, надо развивать инфраструктуру, и в то же время, оборудовать автомобиль доступными и эффективными системами, чтобы, в результате, вся эта трехкомпонентная система работала. В России не получится решить проблему безопасности дорожного движения одними лишь технологиями. Если вы хотите привлечь все население – прежде всего, займитесь образованием. Соблюдение правил дорожного движения, создание современной инфраструктуры, системы пассивной безопасности – вот ключи к успеху.

- А есть ли какие-то образовательные программы по изменению поведения на дороге, которые проводятся вашей компанией?

- Не в самой компании. Мы предпринимаем определенные шаги – взаимодействуем с Французскими властями и правительствами других стран. Но это не наша работа - обучать людей – мы можем делать машины и обсуждать возникающие проблемы с другими. Например, сегодня я целый день беседовал с человеком, который занимается БДД в правительстве Франции. Это его обязанность обучать людей, не моя. Но мы хотим принимать участие в обсуждении этих проблем, потому что можем предоставить правительству информацию о том, как использовать системы ABS, ESC: все большее число людей не знают, как они работают. Мы можем объяснить властям, как достичь прогресса в обучении. PSA не занимается обучением, но мы хотим сотрудничать и принимать участие в процессе, который состоит из инфраструктуры, поведения человека, образования и, конечно, технологий.

Я думаю, для того, чтобы добиться значительного прогресса в области безопасности дорожного движения в России, необходимо сочетание трех условий: во-первых, это работа над поведением на дороге, которая включает обучение. Во-вторых, улучшение инфраструктуры – дорожных знаков, систем защиты, установленных на дороге и т.д. В-третьих, необходимо в то же время развивать технологии и внедрять инновации, покупать новые автомобили, заменять старые автомобили новыми, убирать с дороги старые авто, которые могут представлять опасность. И, в результате, если три данных компонента будут взаимодействовать, вам удастся достичь быстрого и существенного прогресса в области безопасности дорожного движения для всех. Вот мое мнение.

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться