ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Юрий Гейко
автор и ведущий программы «Автоликбез» на «Авторадио»

«Пристегните ремни!»

26 марта 2013

Иконой всех автопроизводителей мира безопасность стала в семидесятых. И сейчас я хочу поговорить о двух «китах», на которых держится пассивная безопасность – ремни и подушки. Для того, чтобы вы поняли – какое чудо имеет ваш автомобиль, как им пользоваться, и каким надо быть недоумком, чтобы таким чудом пренебрегать.

Вообще-то, отделять ремни безопасности от подушек безопасности неправильно и глупо. Это все равно, что, простите за образность,- отделять любовь от секса. То есть – по отдельности они могут существовать и даже приносить удовольствие, то есть – пользу в нашем случае, но вместе!.. Вместе они сотворяют чудо. То есть, опять же в нашем случае, спасают человеческую жизнь во много раз эффективнее, чем по отдельности. 

Ещё в 1903 году француз Густав Дези Лебе предложил конструкцию пятиточечного ремня безопасности, но идея поддержки не встретила – водители и пассажиры не хотели, чтобы их сажали на привязь. О ремнях вспомнили лишь спустя… полвека, когда стала расти скорость, а вместе с ней и количество смертей. Только в 50-х годах прошлого века ремни стали устанавливать на автомобили сначала как дополнительное оборудование, а потом и штатно.

Вариантов пристёгивания и крепления лямок изобрели несколько десятков, но большинство из них не прижились. То конструкция слишком мудрёная, то пользоваться неудобно, а то и эффекта удерживания не давали. Нынешний трёхточечный ремень был изобретён Нильсом Болином, и впервые был установлен на серийный Volvo в 1959 году. Но у этих трёхточечных ремней был один существенный недостаток: максимально эффективно они работали, лишь будучи правильно отрегулированы.

Я помню это время, как раз тогда я начал заниматься автоспортом, и наш тренер поначалу сам регулировал ремень каждому: зазор между грудью и лентой должен быть не более двух пальцев. Эти ремни не втягивались, а болтались, непристегнутые, как веревки и потому многие при езде по городу, просто кидали их на сидения. 

Но зато, когда в 70-е годы появились ремни инерционные, мы все, спортсмены, испытатели, стали пристегиваться не только на шоссе и гонках, а даже, когда катали любимую девушку – пристегивали ее старательно, обнимая руками – ну, чтоб она сразу ощутила особую романтику езды на автомобилях с номерами со словом «проба» - такие у нас тогда были. А потом уж обязательным пунктом в программе соблазнения был пункт под названием «кусочек ралли»: скорость, рев движка, визг резины и… пристегнутой девушки. Повторяли такое несколько раз. 

Зато потом, когда она понимала, что осталась жива, - сплошные восторги, обалденное состояние, и у самых отчаянных буквально мольба: «Ну, пожалуйста, ну еще разочек, а?» 
Туго пристегнутая инерционными ремнями, в специальных спортивных ковшеобразных сидениях, в машине девушка никуда не могла деться. В жизни, как правило, тоже. Эх, воспоминания!.. Итак. 

Как только в нештатной ситуации: при резком торможении, резких боковых нагрузках, инерционные ремни резко натягивались, они начинали вращать специальные грузики в коробке ремня, которые под действием центробежной силы расходились и затормаживали дальнейшее вращение, а значит, и податливость ремня. Резко такой ремень не вытянешь, плавно – пожалуйста.

Но такие ремни просуществовали недолго – в СССР их выпускало таллиннское предприятие «Норма» и для тех времен они считались чудом современной техники, но имели большой недостаток: если автомобиль резко не замедлялся при экстренном торможении или ударе, резко не поворачивал, то есть резко не кидал тело в разные стороны, а, скажем, плавно переворачивался, улетал в кювет и пристегнутые тела ремни резко не нагружали, то они тела людские отпускали, не держали, то есть - не работали.
Буквально через год-два появились ремни, которыми мы пользуемся до сих пор – с отвесиками в коробке. Суть в том, что если отвесик от вертикального положения отклонялся, он мгновенно запирал ремень. Мы это легко проверяли и от этого балдели, даже заехав одной стороной на бордюрный камень – заперто!

А о подушках безопасности мы, гонщики 70-х, еще и понятия не имели.

«Автоликбез» на «Авторадио»

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте
  • Уважаемый Господин Гейко! Для начало спасибо Вам огромное за ту работу которую Вы делаете.Я с огромным удовольствием ,когда получается,слушаю Вашу программу,но к сожалению последнее время все больше не складывается. Тема которую Вы сейчас затронули очень важна.Безопасность на дорогах на сегодняшний день это одно из наиглавнейших условий эксплуатации автомобильной техники.А сегодня когда скорость автомобиля начинает приближаться к скорости взлета пассажирского самолета,то безопасность пассажиров наиважнейшая тема особенно. Но на этом я бы хотел бы поговорить о ремнях безопасности имея совершенно противоположную точку зрения.Сразу оговорюсь.Все о чем я буду говорить относится к езде в городе.... Ремни в машине обязаны быть и обязаны функционировать исправно.Но давайте не будем лукавить и расскажем народу-автомобилисту всю правду о статистике спасения автомобилистов ремнями безопасности. Читая даже информацию здесь на этом портале я нашел интересные данные. Ремни спасли людей в 50 процентах случаев.Я не гарантирую дословность текста,но отсутствие искажения смысла гарантирую. 50 процентов.А остальные 50? Что не помогли? Или навредили? Кстати а почему за последние годы ни разу никто не удосужился посчитать и опубликовать процент гибели людей в результате наличия ремней безопасности?Думаете их нет? Есть и не мало? Самый известный произошел несколько лет назад с каретой Скорой помощи.Ее стукнула машина."Скорая помощь" опрокинулась и в ней два трупа,а врач вылетел через лобовое стекло и остался жив...Не помните? Покопайтесь в архивах и убедитесь,Что я не выдумал эту ситуацию. Я еще одну знаю из моего детства.Ее доказать сложней,но просто поверьте на слово...Москвич 2140- на обгон..."Камаз" бьет в правую пассажирскую дверь ..Пассажир насмерть сразу,а водитель выбил плечом дверь но ремни впились в кожу и...тоже труп...А ведь вылетел бы из машины и неизвестно,может быть остался бы жив...Ну а сколько людей заживо сгорели в машинах,когда пожар возникал при столкновении и ремни невозможно было открыть....У меня товарищ работает на "Скорой помощи".Хотите познакомлю,он Вам много таких историй расскажет... То что ремни спасают иногда я не сомневаюсь,но в городе,где скорость движения сегодня стала ниже 60 км в час,ремни могут сослужить "Медвежью услугу" и тогда хочется задать вопрос,а в праве ли Государство заставлять человека в приказном порядке одеть на себя "ремень с гранатами",который может не столько помочь,сколько навредить...Вы же сами в своей статье про конструкцию ремней указали,что при не вертикальном положении ремень клинит...,а значит выбраться из под него мгновенно не всегда получается....Что касается меня,то когда я еду за городом,то естественно я пристегиваюсь,что же качается езды в городе,то....я фаталист!!! С уважением С.Зерницкий г. Белгород


    более чем 10 процентов
    Сергей Зерницкий 26.04.2013 21:12


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться