ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Информационное телеграфное агентство России

Хотелось бы использовать мировой опыт в области безопасности дорожного движения - Виктор КИРЬЯНОВ

23 апреля 2012

Заместитель министра внутренних дел РФ, генерал-полковник Виктор Кирьянов, находившийся в ООН в связи с пленарным заседанием Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня "Глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения" и принятием на ней разработанной Россией резолюцией "Повышение безопасности дорожного движения во всем мире".

Виктор Николаевич, именно Россия стала инициатором Десятилетия действий в области безопасности дорожного движения, когда в Москве в 2009 году прошел беспрецедентный форум по данному вопросу на уровне министров? И хотя мы предпочитаем об этом особо не распространяться, все об этом знают, не так ли?

 -  Все знают и понимают, что Россия является одним из лидеров в области безопасности дорожного движения. Само проведение московской конференции и то, что мировое сообщество доверила его России, тоже говорит о многом. В том числе о том, что мы находимся в гуще всех событий, участвуем в обсуждении всех вопросов на этом направлении, отстаиваем свое мнение и делаем все для того, чтобы Россию продолжали считать одним из лидеров в области безопасности дорожного движения. Но самое главное в том, что мы показываем в самой России те положительные результаты, которые называются "сохранение человеческой жизни".

И еще одним свидетельством лидирующей роли России в области безопасности дорожного движения является то, что завтра вы выйдете на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН и внесете на голосование очередной проект резолюции, разработанный именно Россией?

  - Конечно, Россия готовила эту резолюцию не одна, а вместе с другими странами, - а мы активно сотрудничаем со многими странами. Помимо МВД, в этом процессе участвовали и МИД, и министерство транспорта, и многие другие российские структуры, а также те международные организации, которые работают в этом направлении.

В чем вам видится ее отличие от предыдущих резолюций?

  -  Самое главное - не молчать. И в очередной раз показать мировому сообществу, правительствам, политикам те трагедии, которые происходят на дороге с тем, чтобы они не стояли в стороне, а также показать то, что задача эта носит комплексный характер. Посмотрите сами: за прошлый год в России прирост автомобильного парка составил 2,5 млн. Огромнейшая цифра! В то же время дорожная инфраструктура отстает, подготовка кадров, к сожалению, остается на прежнем уровне. Поэтому необходимо постоянно поднимать эту тему. Может быть, и бежать впереди паровоза, создавать нормальные условия, делать все для того, чтобы на дорогах было безопаснее. Начинать надо с детей. Как не было у нас программы подготовки в школах, так ее и нет. Мы хотим, чтобы они правильно вели себя на дороге, но при этом не обучаем их правилам. Ведь у нас половина детей погибает или получает увечья в салоне автомобиля. Безответственность - страшное зло. То ли виноват тот, кто перевозит детей, то ли виноват кто-то другой. Но в любом случае виноваты всегда взрослые. Какие еще доводы нужны, чтобы убедить их в том, чтобы в автомобиле были удерживающие устройства, детские сиденья? Как еще убедить человека, который везет ребенка, в том, что он везет своего ребенка? Мы можем обвинять кого угодно, но почему не спросить с самих себя?  Как повысить сознательность? Возить в салоне каждого автомобиля госавтоинспектора? Надо, чтобы каждый был ответственен перед самим собой. Как, например, объяснить тот факт, что число ДТП по вине пьяных водителей, которое раньше уменьшалось, сейчас снова стало потихоньку расти? Ну, кому не понятно, что пить за рулем нельзя?

Может быть, увеличить штрафы?

  -  Но я бы не хотел, чтобы это исходило от нас. Необходимо достучаться до политиков, до депутатов.  Пускай принимают решения в соответствии с тем анализом причин, которые сегодня у нас есть. Сейчас мы создаем сайт в интернете. Думаю, что уже в этом году мы будем показывать на нем по каждому субъекту федерации те причины и те происшествия, те трагедии, которые сегодня есть. И постараемся объяснить людям, кто виноват в тех трагедиях, которые происходят сегодня на дорогах в том или ином субъекте федерации. Например, у нас в пяти субъектах федерации резко возросло число ДТП с участием пьяных водителей. И необходимо рассмотреть эту проблему комплексно. Ведь это проблема не только госавтоинспекции, но и  социальная проблема. Необходимо выяснить, отчего это происходит, почему люди пьют? Что им - делать ничего? Когда человек занят на работе, когда ему некогда этим заниматься, он выпьет на праздники - и все. Может быть, он пьет от того, что ему нечем занять себя, от того, что он не нашел себя? Надо выяснить причины этого пьянства.

Сейчас мы работаем на пешеходных переходах - наказываем водителей и стараемся создать условия для пешеходов. Но все равно водители не пропускают пешеходов, почему-то не видят их. Вот мы сейчас говорим о стандартах, европейских, мировых. Здесь, в Америке на каждую полосу положен светофор, когда есть многополосная дорога и пешеходный переход. Когда интенсивность движения была маленькая, все было вроде бы нормально - пешехода пропускали. Когда интенсивность движения возрастает, нам надо срочно стандарты менять. Но те, кто должен это делать, не успевают. Сейчас мы анализируем причины наезда на пешеходов на переходах, а водители нам говорят, что они плохо видны или краска на переходах сходит. Как, например, сейчас, когда весна. И в Москве, и в других регионах России нет обозначенных пешеходных переходов: после зимы куда-то ушла краска. А кто отвечает за эту краску, за то, чтобы она не зависела от времени года? Чтобы водитель видел, что это обозначенный пешеходный переход и чтобы он заблаговременно снизил скорость, даже не видя пешехода, но зная о том, что тот может появиться в любой момент. Мы должны постоянно об этом говорить, постоянно думать и спрашивать с тех, кто за это отвечает. Вот наша резолюция направлена и на это.

Как вы относитесь к ситуациям, когда на особенно загруженных транспортных развязках в дополнение к светофорам появляются регулировщики?

  -  Конечно, светофор запрограммирован на определенный режим работы. В необычных ситуациях, конечно же, нужна помощь полиции, которая бы помогала участникам дорожного движения в этот момент разойтись на перекрестке. Это, конечно, здорово. Но когда, например, в больших городах таких перекрестков очень много, то сотрудников полиции, естественно не хватит. Надо видеть ситуацию в целом, а не на одном перекрестке, чтобы понимать, в каких случаях дорожный полицейский принесет пользу. А, может быть, его и вообще иногда не надо ставить - и так разъедутся.

Есть ли у дорожной полиции планы фиксации нарушений в автоматическом режиме - с помощью видеокамер, например?

  -  Видеофиксация нарушений в автоматическом режиме сегодня у нас действует фактически во всех регионах России. И мы видим, что это дает результаты. И мы выстраиваем это наблюдение в так называемых очагах аварийности. Но все же полицейский продолжает оставаться одним из главных факторов. Мы сегодня прорабатываем вот какой вопрос: раз у нас поползла вверх кривая ДТП с участием пьяных водителей, как сделать так, чтобы проводить рейды, как в некоторых европейских странах, когда сотрудник госавтоинспекции действует не один, а с командой и с медиками, останавливает весь транспорт на дороге и делает каждому водителю экспресс-анализ только на содержание алкоголя. Эта мера эффективна, поскольку позволяет уйти как сотрудникам полиции, так и медикам от коррупционного воздействия, поскольку они не знают друг друга. Сейчас мы подготовили совместно с депутатами в Думе такой закон. И я думаю, что нам надо его срочно принимать и начинать работать в этом направлении.

Снижается ли проблема пробок в Москве. Ослабят ли ее остроту планы расширения Москвы?

  -  Во-первых, мы видим стремление двух губернаторов - и Москвы, и Московской области - работать в этом направлении. Кроме этого, создан координационный совет по организации дорожного движения, который возглавляет министр транспорта Левитин. И мы уже сейчас видим ту работу, которая делается. Происходит много всего интересного: мы убираем "карманы" в тех местах, где можно, со стороны проезжей автобусной части, и тем самым увеличиваем пропускную способность; делаем на перекрестках полосы-отводы с правым поворотом, строим виадуки, надземные и подземные пешеходные переходы, упорядочиваем парковки. Работа идет активно. Конечно, мы не увидим плодов этой работы сегодня в виде резких изменений, но ее надо делать, поскольку без нее мы не увидим того будущего, которое позволит увеличить пропускную способность наших дорог. Сегодняшнюю работу я расцениваю положительно. Думаю, что результаты будут. Но слишком уж мы эту работу затянули.

Несколько лет назад в Нью-Йорке активно обсуждалась идея резко ограничить въезд автомобилям в центр города, взимая за это плату. После долгих обсуждений мэр Блумберг решил все-таки этого не делать. В Лондоне на такой шаг пошли. Сыграла бы положительную роль такая мера в Москве?

  - Сейчас в Москве в центре города много административных зданий. И, насколько я понимаю, сейчас взята линия на то, чтобы потихоньку эти административные здания, госслужащих выводить. Можно ли сейчас сильно ограничить въезд в центр города? Тут нужно очень хорошо подумать. Конечно, эта мера повлияла бы на пропускную способность, но надо очень хорошо проанализировать ситуацию, и в том числе то, как она отразится на всем остальном движении. Мы говорили о бетонке вокруг Москвы и хотелось бы, чтобы все усилия, все финансы в первую очередь были направлены на отвод транзитного транспорта по этой бетонке. В программе этого пока вроде бы нет. Мне думается, что такая мера была бы эффективной. Я уже говорил о том огромном приросте автопарка, и нам за ним никак не угнаться.

Россия в последние годы очень много делает для остального мира: мы постоянно выступаем инициаторами хороших идей в области безопасности дорожного движения и очередным подтверждением этого является наш проект резолюции в Генассамблее. А что мы получаем? Зачем нам это сотрудничество? Мы что, сами не можем справиться со своими проблемами?

   - Хотелось бы, чтобы мы использовали положительный мировой опыт в области безопасности дорожного движения. Во время первого посещения мы увидели, что безопасность дорожного движения  - комплексная задача. Изучение этого комплексного подхода также положительно влияет на те решения, которые мы принимаем в России. Обмен мнениями всегда полезен. Возьмем хотя бы подготовку водителей в той же Москве. С одной стороны, автошкола, на которую необходимо потратить определенное время после работы, чтобы получить необходимые знания и навыки. Но все ли можно сделать в центре города для того, чтобы автошкола эффективно работала, поскольку для этого нужна площадка первоначального обучения, а где ее взять? Необходимо поставить дополнительное учебное оборудование. Поэтому весь этот опыт необходимо обобщать, смотреть, как это делается в других странах. По одной дорожной инфраструктуре сколько всего интересного! Посмотрите, сколько мы бьемся над тем, чтобы водитель мог на федеральной трассе остановиться и отдохнуть. Но возникает вопрос, где отдохнуть и отдохнуть при этом так, чтобы это было безопасно как для водителя, так и груза. Если водитель все время думает о безопасности груза, то какой же это отдых? И этот вопрос необходимо решать не только в России, но и в Европе. Необходимо торопиться и с решением других вопросов, в том числе по пешеходных переходов.

Владимир Кикило (ИТАР-ТАСС, Москва)

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте


Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться