Бумер-шмумер, лишь бы был бы жив

27 апреля 2012


Гоша Биргер

«Ревизор» сходил на премьерный показ киноальманаха «Некуда спешить» с пятью новеллами про скорость, снятыми Бусловым, Хлебниковым, Бондарчуком и другими.

Все было очень похоже на повод для хорошего смешного поста в блог: режиссеры на службе ГИБДД, короткометражки с названиями «Потише, мам» и «Солярий», такой вот трейлер, промосайт бездтп.рф и титр в начале фильма, начинающийся со слов «По причине несоответствия скоростного режима дорожным условиям…». Как назло, сразу после титра все дикие подробности перестают иметь значение, а привычное желание закрыть глаза рукой и подглядывать сквозь щелочку между пальцами так и не появляется, как и какая-то зацепка, чтобы очередной раз формулировать что-то со словами «российское кино» и «жопа». 

  Название «Солярий» оказалось шуткой, причем довольно удачной, с «Потише, мам» тоже все в целом нормально — это короткометражка Бондарчука с оммажем сразу двум недавним российским фильмам: сама сцена точь-в-точь как финал «Я тебя люблю» Павла Костомарова (еще один хороший русский фильм, который вы никогда не посмотрите), но вместо ростовского гопника — артистка Алиса Хазанова, ровно в том же образе, который был у нее в «Кратком курсе счастливой жизни». Все это вообще очень весело пересказывать: как Акиньшина появляется в хулиганской новелле Петра Буслова на полминуты и сразу отправляется в ад — буквально. Как в обыгрывающей одну из сцен «Артиста» короткометражке Хлебникова Раппопорт обзывает режиссера целлулоидом, как у Лунгина с Осипьяном сталкиваются несуществующие миры и робкий гаишник где-то в глубинке заигрывает с бедной богатой девочкой в красном Альфа Ромео так, будто они герои американского инди-ромкома. Придраться можно разве что к пошловатой истории Владимира Котта (называется «К Элизе», в конце звучит угадайте что), но там пошлость эталонная, безотказная — настолько, что в самый душераздирающий момент никто в зале не рискнул засмеяться — наоборот, все смущенно вытирали слезы.   

  В то же время радоваться «Некуда спешить» — все равно, что праздновать солнечный день в июле. Да, государство выделило деньги и при этом не стало контролировать каждый жест режиссеров; сами режиссеры не стали воспринимать заявленную тему скорости буквально, и только половина новелл оказалась непосредственно на дорожно-транспортную тему, а другая, скорее, про stop and smell the roses. Нет ожидаемой интонации воспитателя в детском саду, а единственный сотрудник ГИБДД в кадре совсем не положительный персонаж. Сами новеллы не напоминают «Ералаш» или поздний «Фитиль», они больше похожи на примерные и прилежные курсовые студентов ВГИКа. И тут, вроде, надо оговориться, что фильмы по госзаказу так и должны выглядеть, что режиссерская свобода — святое и что ВГИКовские курсовые должны снимать сами студенты ВГИКа, а не состоявшиеся мастера. Но это только если со здравым смыслом считаться, потому что в реальности «Август. Восьмого» и ни одного студента ВГИКа, чью работу можно кому-то показывать вне стен камеры пыток. В конце концов, у нас в «Ревизоре», кажется, уже сложилось такое, может, и снисходительное, но радушное отношение к тому, что все эти люди делают, и понятно почему: когда вокруг тебя все как тот эпизодический иностранец из «В движении» (который, вроде, и правду говорит, но никто и звать его никак), тогда из-за банальной обиды хочется побыть как Бондарчук с Хабенским.   

 А «Некуда спешить», если его где-то, кроме фестивалей для двух человек, вдруг покажут, вы все-таки посмотрите. Он милый, милый.   

GQ





Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться