ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Тахограф в российских условиях: что мешает ужиться?

29 июля 2015

Вот уже более года – с 1 апреля 2014-го – сотрудники ГИБДД вправе взимать штрафы до трех тысяч рублей с водителей грузового и пассажирского транспорта за нарушение режимов труда и отдыха, а также за использование неисправных тахографов или же их отсутствие. Однако такая инициатива пришлась многим не по вкусу. Ассоциация фермеров России неоднократно выступала с просьбой отменить обязательную установку прибора на транспорт, использующийся в сельхозпроизводстве. Инициатива была поддержана и главами российских регионов. Владельцы компаний-перевозчиков уверены, что оборудование автопарка тахографами – ненужные расходы, а контроль режима труда и отдыха водителей – избыточная и излишне обременительная мера. Водители, участвующие в грузовых и пассажирских перевозках, также полагают, что если ездить менее 9 часов в день, то перевозками заниматься будет просто невыгодно.

Напомним, тахограф – это техническое средство контроля, предназначенное для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха их водителей. И его установка – обязательное условие для грузового и пассажирского транспорта в России. На сегодняшний день в России разрешены к применению 8 моделей тахографов, которые внесены в реестр ФБУ «Росавтотранс»: DTCO 3283, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, Drive 5, EFAS V2 RUS.

Согласно европейскому опыту, применение тахографов в перспективе приводит не только к снижению уровня аварийности на дорогах, но и способствует снижению затрат перевозчиков, в частности, на ГСМ. Данные с тахографов могут показать руководству транспортных предприятий насколько эффективно эксплуатируется автопарк. Поскольку тахограф следит за скоростью и маршрутом движения, всегда можно оценить, насколько эффективно работают водители: виден реальный расход топлива по маршруту, исключаются лишние простои транспорта в пути, а также личные поездки самих водителей. Тахограф дисциплинирует водителей: при наличии контролирующего устройства они стараются не превышать скорость и не нарушать Правила. При соблюдении предписанных режимов движения внедрение тахографа обеспечивает повышение ресурса транспортных средств в автопарке (в частности двигателя, шин, тормозной системы и автомобиля в целом, включая расходы на эксплуатацию).

Тахограф, в том числе, можно считать одним из действенных инструментов для достижения добросовестной конкуренции в отрасли грузопассажирских перевозок. Единые нормы, высокие стандарты качества, равные условия приводят к выравниванию тарифов, оптимизации логистики, объективности расчетов с заказчиками по фактическим объемам выполненных работ по перевозке грузов и за простои автотранспорта. И главная функция и предназначение тахографа – снижение аварийности на дорогах и повышение общей культуры вождения.

Однако на сегодня в российской системе тахографического контроля есть ряд проблем, которые и дают поводы для разговоров о неэффективности контрольных устройств на отечественном пространстве.

Законодательство

По мнению Александра Старовойтова, депутата Государственной Думы и заместителя председателя Комитета ГД по транспорту, одной из причин, стопорящих развитие тахографической системы в нашей стране, является неподготовленность нормативных требований, что не позволяет осуществлять качественный государственный контроль за применением тахографов. Тахограф не отнесен к приборам, участвующим в системе государственного контроля. Сам контроль за соблюдением режимов труда и отдыха водителей отнесен к госконтролю, а вот прибор – нет. Отсюда вытекают и другие проблемы: данные, хранящиеся в памяти тахографа, нельзя применять в процедурах государственного контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения прописанных требований. Решением этого вопроса, по словам депутата, станет прямое отнесение тахографа к приборам, участвующим в системе государственного контроля. Также необходимо ввести функциональную сертификацию тахографа, определить требования к проведению данной процедуры и к организациям, допущенным к проведению сертификации. Такие меры позволят в полном объеме и эффективно осуществлять государственный контроль за соблюдением режимов труда и отдыха.

Перевозчики

Как отмечают владельцы автопарков, проблема установки тахографа начинается еще на этапе поисков необходимого прибора на рынке. Требованиям закона отвечают далеко не все тахографы, представленные сейчас. Велика вероятность потратить определенную сумму на установку прибора, который исправно работает, но не подходит под регламент законодательства. Большинство владельцев автопарков попросту бояться рисковать.

К тому же, перед крупными компаниями, занимающимися грузоперевозками, встает еще одна проблема. Большой автопарк быстро не оснастить необходимым оборудованием. Препятствует этому цена самого тахографа и карты водителя. Как правило, на одну машину минимум приходится по два водителя, что еще сильнее бьет по капиталу предприятия. Владельцы компаний не хотят тратиться на оснащение грузового и пассажирского транспорта тахографами.

Однако не у всех компаний, занимающихся грузоперевозками, возникают подобные проблемы. Так, исполнительный директор холдинга «Атлант-М» Дмитрий Першин говорит о том, что их парк оснащен тахографами с 2009 года и трудностей установка приборов на борта транспортных средств не вызвала. На вопрос об оптимизации затрат, Дмитрий заявил, что пока эта система не налажена, но они работают над этим: будет введена дополнительная система оплаты, чтобы водители максимально отрабатывали свое рабочее время. «Мы – международники, опыт работы с тахографами у нас большой, поэтому затруднений эта тема у нас не вызвала».

Также установка прибора не вызвала затруднений у компании DHL Express. Представитель DHL Express Андрей Баранов подчеркнул, что их компания заранее озаботилась установкой тахографов на грузовики и не испытывает никаких проблем с их использованием. «Если говорить о грузовиках, то помимо тахографов, даже до их внедрения согласно закону, у нас всегда были системы мониторинга грузовиков, - подчеркнул Андрей Баранов. – Мы произвольно, сами, по личной инициативе устанавливали данную систему отслеживания». Что касается карт водителей, то эту проблему DHL Express решает по-своему: водителей без карт отправляют управлять транспортными средствами массой до 3,5 тонн – они не должны оснащаться контрольными устройствами.

Водители

Тяжело реагируют на установку контрольного устройства и сами водители. Дальнобойщики считают закон, введенный у нас по Европейскому образцу, не подходящим для условий России, особенно Дальнего Востока. Для дальнобойщика важно довезти груз вовремя, а наличие тахографа лишь негативно отражается на сроках доставки.  Так рассуждает по этому вопросу Андрей Тютченко, заместитель начальника автотранспортной службы ООО «Транстерминал»: «Наша страна огромная, при наших расстояниях жить «по тахографу» очень и очень сложно. Любой водитель был бы счастлив отработать 8 часов и пойти отдыхать, но в действительности даже процесс междугородней перевозки таков, что, начав работу в 9 утра, осуществив погрузку, получив все необходимые документы, инструкции, к 18 часам вечера водитель может проехать 20 метров. В этом случае он ничего не заработает, а производство встанет. В Европе целые страны бывают такого размера, как у нас одна республика».

В целом, и владельцы, и водители автопарков за установку тахографов, но обе стороны требуют от правительства доработки закона, его адаптации к Российским условиям, в которых осуществляются грузоперевозки.

Инфраструктура

Еще одна проблема тахографического контроля в том, что в нашей стране отсутствуют в достаточном количестве организованные стоянки для грузового транспорта. Площадь страны огромна, на таких расстояниях встречаются части дорог и без населенных пунктов, что осложняет стоянку транспорта и отдых водителей. Однако с принятием закона о тахографах правительство развернуло проекты по развитию дорожной инфраструктуры. Сама по себе экономика и спрос не дадут остаться водителям без мест стоянки и качественного отдыха в пути. Например, еще со времени введения ограничений на движение большегрузного автотранспорта по МКАД в дневное время, шла активная организация в Подмосковье стоянок и площадок отдыха, прилегающих к федеральным и региональным трассам. Александр Зайцев, министр транспорта Московского региона, заявил, что в связи с запретом на въезд для большегрузов на территорию Москвы в дневное время продолжается процесс возведения стоянок для большегрузных транспортных средств, этим занимаются собственники автотрасс совместно с Министерством транспорта Московского региона. Вскоре в области должны появиться более 8 тысяч мест на парковках для большегрузных автомобилей. С этой целью также будут привлекаться инвестиции от частных лиц. Тогда, в 2013 году по всей МО их насчитывалось более 80, сейчас – уже свыше 220.

В мае 2015 года в МО рядом с федеральной автомобильной дорогой М-2 «Крым» (72 км из Москвы) была построена одна из самых крупнейших стоянок для большегрузного автотранспорта вместимостью 500 машино-мест с развитой придорожной инфраструктурой.

 

Несмотря на большой пласт проблем в области тахографического контроля, которые необходимо решить, сегодня уже можно говорить о первых положительных тенденциях. По данным статистики, наличие тахографа на борту транспортного средства в некоторых регионах Российской Федерации показало снижение аварийности на дорогах до 30%. За шесть месяцев 2015 года относительно того же периода 2014 уже имеем тенденцию на снижение аварийности среди грузового автотранспорта: в 4,5 тысячах ДТП, а это уже снижение на 4,4%, погибло 669 человек (-16,6%) и ранено 5,7 тысяч (-2,8%).

По словам генерального директора экспертного центра «Движение без опасности» Вадима Мельникова, все разговоры об отмене обязательного оснащения грузоперевозочного и пассажирского транспорта тахографами – это предложения поставить крест на почти столетнем опыте Европейских стран по борьбе за безопасность большегрузного транспорта. Процесс глобализации не обошел стороной Россию, начавшей в минувшем десятилетии движение вперед и заимствование положительного опыта зарубежных коллег. Важнейшим шагом для нашего государства стало не только внедрение контролирующего устройства, но и создание и включение в тахограф блока СКЗИ, работа с которым ведется только на нашем рынке. Отмена законных актов, касательных тахографов, перекрывает успехи, которых удалось достичь с помощью прибора контроля режима труда и отдыха: спасенные жизни и сохраненные экономические ресурсы.

 

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте
  • Еще бы ГИБДД работала как следует. В нашей области за 6 месяцев 877 протоколов составили по ст. 11.23. Это на 100т грузового транспорта и автобусов. Удивительно что кто то вообще ставит тахографы Александр Ключников 30.07.2015 14:47

события

Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться