ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Что говорят законы о тахографах?

17 апреля 2015

В последнее время профессиональное автомобильное сообщество говорит о тахографах всё больше: 1 апреля был последний дедлайн, в соответствии с которым тахографами должна быть оснащена ещё одна категория транспорта.

Экспертный центр «Движение без опасности», компания «Омникомм-Сервис» и портал GPS-club.ru решили ответить на основные вопросы, которые задают владельцы и менеджеры предприятий, а также водители об использовании тахографа.

 

Протасов Александр и Галкин Александр.jpg
 

Почему установка тахографов стала обязательной?
 
Говорить об этом на федеральном уровне начали 20 лет назад – в 1995 году был принят Закон «О безопасности дорожного движения». В тексте были прописаны требования непрерывной (и некорректируемой!) фиксации о маршруте передвижения, скоростном режиме, о режиме труда и отдыха водителя. 
 
При использовании тахографов количество ДТП уменьшается в среднем на 22% – такова статистика по Европе. Счёт идёт на тысячи жизней – так, в России в прошлом году в авариях погибли более 26 тыс. человек. Наличие тахографа в том числе позволяет избежать подобных потерь: прибор был разработан для контроля режима труда и отдыха водителя.
 
Какие законы регламентируют установку и использование тахографов?
 
Законодательных актов, регламентирующих установку и работу тахографа, существует больше десятка. Здесь мы даём краткую характеристику основных документов и выделяем самые важные.
 
Первым законодательным актом, касающимся тахографов, стал ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» – он был принят в 1995 году. Как уже было сказано, закон обозначил требования непрерывной фиксации о маршруте передвижения, скоростном режиме, о режиме труда и отдыха водителя. Позднее, в 2012 году, эта часть была дополнена Федеральным законом № 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
 
Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: <…> оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 
Собственно, правила использования, обслуживания и контроля тахографов были прописаны чуть раньше, в 2009 году, в Постановлении № 720 Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств». Именно в этом документе названы требования к оборудованию:
  • подключение к работоспособному спидометру или одометру, с последующим опломбированием;
  • требование к опломбировке и метрологической поверке тахографа;
  • тахограф должен обеспечивать регистрацию: скоростного режима, пройденного расстояния, времени работы водителя и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.
В 2010 году вышло Постановление № 706 Правительства РФ «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»:
 
п. 8.1. Транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации с 23 января 2012 года.
 
Годом позже вышел Приказ Минтранса № 319 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха». Этот текст разработан во исполнение пункта 8.1 Постановления № 706. Ещё через пару лет этот приказ был отменён – на его место встал Приказ Минтранса № 273, о котором мы скажем ниже.
 
23 января 2012 года тахограф стал обязательным к установке и применению при перевозке пассажиров и опасных грузов – в соответствии с «Техническим регламентом о безопасности колёсных транспортных средств». 
 
На сегодняшний день определяющими для отрасли являются следующие документы:
 
  • Приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 г. – в тексте прописаны требования к оборудованию всех транспортных средств тахографами со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ);
  • Приказ Минтранса № 273 от 21 августа 2013 г. – в тексте прописаны даты, к которым предприятия должны установить тахографы на определённые категории транспорта: М2, М3, N2, N3 (о них расскажем подробнее).
  • Приказ Минтранса № 470 от 17 декабря 2013 г. – вносит изменения в приказ Минтранса № 36: даёт перечень транспортных средств, которым не требуется оснащение.
Когда устанавливать тахографы?
 
Что касается дат, до которых должна быть произведена установка тахографа с СКЗИ, здесь стоит отметить, что актуальной сейчас является одна: 1 января 2018 года.
 
До этого времени необходимо оснастить тахографами некоторые виды транспорта, если они были оснащены иными тахографами раньше; транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, которые до 1 апреля 2014 года оснастили тахографами ЕСТР организации-изготовители; транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, которые до 11 марта 2014 года были оснащены тахографами, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. №720.
 
Остальные категории транспорта нужно было оснастить до 1 апреля 2015 года или в 2014 году. Сюда входят:
  • грузовые транспортные средства от 3,5 до 12 тонн, в том числе перевозящие опасные грузы,
  • пассажирские транспортные средства, 
  • транспортные средства, предназначенные для междугородных перевозок, 
  • грузовые авто с массой от 12 до 15 тонн, а также грузовики более 15 тонн.
Тем не менее, установка тахографа на вышеперечисленные машины остаётся актуальной независимо от дат: в сентябре 2014 года в КоАП РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми на водителей и должностных лиц налагается штраф нарушение законодательства в отношении использования тахографов.
 
Штрафы за нарушение законодательства
 
В соответствии с ч. 1 ст. 11.23 КоАП штраф предусмотрен за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. Чтобы заказать перевозку на газели обращайтесь к нам. Штраф также взимается за нарушение установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).
 
Сумма штрафа составляет от 1000 до 3 000 рублей для граждан, от 5000 до 10 000 – для должностных лиц.
 
Как выглядит процесс установки тахографа?
 
Мастерская, в которой устанавливается тахограф, должна быть внесена в официальный реестр перечня о мастерских – это значит, что она прошла подготовку и аттестацию согласно всем требованиям законодательства РФ. Такая мастерская обеспечивает безопасность автотранспорта, с которым работает. Доказательством легальности работы является номер, присвоенный мастерской ФБУ «Росавтотранс». Например, номером мастерской «Омникомм-Сервис» является номер РФ 0705.
 
Об установке мы расскажем на примере работы компании «Омникомм-Сервис».
 
Во время первого этапа – монтажа – специалисты запитывают оборудование от аккумулятора, выводят GPS-антенну, подключают датчик скорости и спидометр. Соблюдение правильной последовательности подключения тахографа (датчик скорости – тахограф – спидометр) позволяет избежать ошибок в работе оборудования и, соответственно, штрафов за нарушение законодательства. 
 
Затем следует активация: специалисты вводят в память тахографа данные о конкретной марке, модели и госномере автомобиля, на который устанавливается прибор. До активации тахограф не даст правильных показаний скорости и пробега транспортного средства. После активации он становится действующим и выполняет все необходимые функции.
 
Завершающим этапом установки тахографа является калибровка – измерение параметров транспортного средства: диаметра шин, давления в шинах, высоты протектора, числа оборотов колес, параметров скорости, показаний часов и др. – и настройка тахографа на измеренные величины. Именно после калибровки в оборудование вставляется карта водителя – и тахограф готов к использованию.
 
Следует учитывать, что для работы тахографа необходимо иметь также карты водителя, которые фиксируют и сохраняют данных о периодах работы и отдыха водителей. Кроме того, потребуется карта предприятия, которая предназначена для загрузки, демонстрации, распечатки и блокировки данных цифрового тахографа о действиях владельца – чтобы ознакомиться с ними мог только владелец или пользователь автомобиля.
Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте

события

Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться