ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Электрички на автобусы: готов ли автотранспорт принять ж/д пассажиров?

06 февраля 2015

Эксплуатационная длина российских железных дорог насчитывает около 90 тысяч километров. Практически на всех участках действует система пригородных пассажирских перевозок ж/д транспортом. В 2012 году в стране насчитывалось более 6,2 тысяч пригородных поездов.

За два года – с 2012 по 2014 – компанией «Российские железные дороги» было отменено 894 поезда пригородного сообщения. В январе 2015 года уже ликвидировано более 300 маршрутов пригородных поездов, и эта цифра может вырасти до 500. Основные отмены коснулись Тверской области (53 поезда), Забайкальского края (50 поездов), Нижегородской области (37), Саратовской (22), Воронежской (16 поездов), Орловской (16 поездов), Кировской (16 поездов) областей и Пермского края (17 поездов). В Костромской области были отменены 3 поезда, в Самарской области – 11 поездов. В трех регионах (Вологодская, Псковская и Тульская области) пригородное ж/д сообщение отменено полностью.

Неудивительно, что массовые отмены электричек спровоцировали рост недовольства в регионах. В Вологодской области еще 10 декабря 2014 года прошел митинг, а новый запланирован на 15 февраля 2015. Жители одного из сел в Забайкалье, где планировалось отменить электрички, грозили перекрыть Транссибирскую магистраль. Также жители деревень и дачники Псковской области грозят перекрыть железные дороги из-за отмены электричек.

В сложившихся условиях страдают обычные граждане, которые вынуждены искать альтернативные пути проезда. Пассажиры железнодорожного транспорта пересели на автодорожный.

Поезд в среднем состоит из 4-8 вагонов, в Московском узле – доходит до 12 вагонов. Электричку ведут два человека: машинист и его помощник. Вместимость одного вагона электрички эквивалентна примерно двум автобусам. Соответственно, чтобы заменить одну электричку на автобусы, потребуется от 8 до 24 автобусов и 8-24 водителя. «Маршруток» понадобится еще больше. При этом такое увеличение количества автотранспорта будет дополнительно способствовать образованию на дорогах пробок.

Существует также проблема подбора персонала для вождения внезапно понадобившихся автобусов. Чтобы стать водителем автобуса или маршрутки требуются права категории D. Для получения заветной категории, гражданину прежде необходимо отучится на права категории B и иметь стаж вождения автомобилем минимум 3 года, далее 2,5 месяца упорной подготовки к экзамену на новую категорию и сдача квалификационных экзаменов. Т.е. подготовка нового состава водителей автобусов занимает очень продолжительное время. А с учетом отмененных только в начале года электричек, потребуется в среднем порядка 4 800 водителей и новых автобусов.

В ряде регионов уже выделены или будут выделены дополнительные муниципальные автобусы (маршруты). Но обеспечить в часы пик такую же пропускную способность, как и пригородные электропоезда, рейсовые автобусы не смогут. Важно помнить и о безопасности таких перевозок. Кроме квалифицированных водителей нужны и технически исправные автобусы, в том числе оборудованные устройствами контроля режимов труда и отдыха – тахографами, а также датчиками ГЛОНАСС.

Предсказуемое последствие нехватки муниципального транспорта – появление частников-нелегалов, в т.ч. маршрутных такси, которые не будут подготовлены и оснащены согласно всех правил перевозки пассажиров. Выезжающие от автовокзалов «частники-нелегалы», полностью «забивают» свой автомобиль пассажирами, при этом не платят налоги, не следят за режимом труда и отдыха, не обеспечивают должного комфорта перевозок. Пассажиры такого транспорта не могут быть уверены в исправности автомобиля, в навыках водителя. Однако услуги «нелегалов» пользуются и будут пользоваться спросом за неимением широкого выбора возможностей добраться из пункта А в пункт Б. В конечном итоге это может привести лишь к увеличению числа ДТП.

Соответственно, отмена электричек во многих регионах повлечет за собой изолированность отдельных городов, сел, деревень по следующим причинам:

  • Отсутствие муниципального автотранспорта, осуществляющего пригородное и междугородное сообщение;
  • Состояние региональных автодорог (зачастую аварийное), либо отсутствие нормального дорожного сообщения (нет прямого сообщения, только пересадки);
  • Увеличение нагрузки на автодорожную сеть;
  • Увеличение времени движения;
  • Увеличение стоимости проезда.

Примечательно, что еще в апреле 2014 года ВЦИОМ провел опрос «Пассажиры о перспективе отмены пригородных электричек» в 10 регионах как с высокой, так и с низкой долей отмененных и планируемых к отмене электричек. Среди них: Ставропольский и Хабаровский края, Вологодская, Калининградская, Псковская, Белгородская, Рязанская, Самарская и Кемеровская области. В опросе приняли участие 4 000 человек в возрасте от 18 лет, которые регулярно совершают пригородные железнодорожные поездки.

Каким транспортом вы воспользуетесь в случае отмены электричек? (в процентах от всех опрошенных)

Если в случае отмены электричек вам пришлось бы отказаться от поездки, то почему? (в процентах от тех, кто откажется от поездки)

Несмотря на то, что сейчас ведутся работы как со стороны региональных властей, так и РЖД, по возврату пригородных электричек (и уже движение по некоторым маршрутам восстановили), проблема остается острой. Открытым остается вопрос – будет ли готов транспорт к такой нагрузке, ведь важность безопасности пассажирских перевозок стоит на первом месте. Соблюдение правил безопасности перевозки пассажиров требует в обязательном порядке проведение ежедневного технического контроля при выходе и возвращении рейсового автотранспорта, а также предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, отслеживание режима их труда и отдыха. 

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте

события

Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться