ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ
В 2015 г. на дорогах России
погибло 23114 человека



Велосипедист, не забудь надеть шлем!

10 июля 2014

Участники круглого стола «Два колеса против четырех» обсудили проблему безопасности велосипедистов на дорогах города.

В обсуждении приняли участие Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности», Юрий Шулипа, координатор ассоциации владельцев автомототранспорта, юрист, Петр Дворянкин, вице-президент Федерации велосипедного спорта Москвы, Мария Хромцова, руководитель велосипедных проектов агентства общественных проектов Департамента культуры Москвы.

Вадим Мельников:

– За прошлый год на дорогах России погибли порядка 400 велосипедистов. Главные причины этих случаев – отсутствие экипировки (шлемов), нарушение правил дорожного движения. За последние годы осуществлялась планомерная работа по уменьшению смертности среди велосипедистов. К сожалению, работа, связанная с подготовкой людей к пользованию этим видом транспорта, происходит лишь эпизодически и не представляет системы. В той же Германии ребенок сначала получает велосипедные права.

Существуют даже специальные велосипедные курсы. Получается, есть определенная гарантия того, что человек в ходе использования велосипедом будет действовать по правилам, и человек, выходящий на дорогу в качестве участника дорожного движения, готов ко всему. Если смотреть на мероприятия, которые организуются в Москве, Питере и других городах, то здесь очень важно, чтобы в мероприятиях, направленных на популяризацию этого вида транспорта, учитывались эти факторы. Например, год назад на велотранспорте, который предоставлялся в аренду, не было в достаточном количестве катафотов или того же шлема. Все это тоже можно популяризировать среди тех, кто собирается пользоваться велосипедами.

Мы сначала дали велосипедную инфраструктуру, а потом пытаемся избежать трагедии на дорогах. Решения существующей проблемы достаточно просты. Можно обозначить безопасные маршруты движения, указать информацию о том, что необходимо использовать шлемы. На самом деле человек, который понимает опасность езды без шлема, никогда без него не поедет. Также нужно проводить работу с теми, кто реализует продукцию для потенциальных потребителей.

Петр Дворянкин:

– Неудивительно, что велосипедисты сейчас вызывают много вопросов. По сути, на протяжении столетия единственными участниками движения были пешеходы и автомобилисты. За это время они как-то научились друг к другу притираться. Потом появились мотоциклисты. К ним мы тоже привыкли. Теперь вот появились велосипедисты.

Задача Москвы и велообщественности – максимально снизить противоречия процесса вовлечения велосипедистов в дорожное движение, в том числе и через комплексные мероприятии по развитию велокультуры. Во-первых, это знание ПДД всеми участниками движения. Нужно объяснить велосипедистам, что чем более яркой у них будет одежда, тем их будет лучше видно, тем больше повысится уровень их безопасности. Во-вторых, велосипедистам необходимо носить на голове шлем. На самом деле у нас пока очень сырое законодательство: необходимость ношения велошлемов нигде в нем не прописана.

Есть международный опыт, когда выделенные полосы отдаются велосипедистам. Одно из самых больших опасений велосипедиста – то, что его велосипед украдут. Сейчас есть какое-то количество людей, которые хотят приобрести велосипедную страховку. Мы планируем продвигать страхование велосипедистов в рамках федеральной программы по безопасности велодвижения.

Мария Хромцова:

– К сожалению, сейчас действительно существуют противоречия между автомобилистами и велосипедистами. Нужно понимать, что велосипедисты в городе разные. Кто-то выступает за быструю езду без правил. Это отдельная субкультура людей, которые выступают за скорость на дороге. Они изначально выходят на дорогу, чтобы ставить рекорды.

Девочки в платьях и на каблуках, мужчины в костюмах используют совершенно другой стиль езды. Для того, чтобы работа проводилась и с теми, и с другими, в Департаменте мы проводим ряд общегородских мероприятий, на которых мы объединяем всех этих людей. Мы рассказываем им о правилах дорожного движения, правилах поведения на дороге, об экипировке. Конечно, этого недостаточно, потому что не все люди, которые передвигаются по городу на велосипеде, могут посетить эти мероприятия. Поэтому мы будем рассматривать новые формы взаимодействия. Полагаю, что наличие шлема у велосипедистов должно иметь рекомендательный характер.

Если говорить о городском прокате велосипедов, то у нас есть следующая статистика. В 2013 году было примерно 550 прокатных велосипедов, из которых украли всего 16. Получается что-то около 2-3 процентов от общего числа этих транспортных средств. Такой низкой статистики вандализма, если так можно сказать, нет ни в одной стране мира. Были случаи, когда в странах Европы открывали прокат на 5 тысяч велосипедов, 3 тысячи из которых воровали за одну ночь.

Юрий Шулипа:

– Прежде всего нужно разобраться, для чего нам нужен велосипед. Москва – огромный мегаполис. Большинство конфликтов на дороге лежит в плоскости незнания велосипедистов правил дорожного движения. Полагаю, что нужно во всех школах ввести обязательный курс безопасности дорожного движения.
Решение коллизии между автомобилистами, велосипедистами и пешеходами мне видится в создании отдельной дорожно-транспортной инфраструктуры. Это должны быть отдельные велодорожки, переходы, светофоры между пешеходными и велосипедными дорожками.

У нас были предложения по выделенной маршрутной полосе, которые себя не оправдали. Существует определенная проблема с культурой вождения. Конечно, куда целесообразнее строить отдельную велосипедную инфраструктуру. Я буду не прочь, если часть тех людей, которые сейчас использует автомобиль, пересядет на велосипед. Это снизит негативное влияние на экологию, а также экономнее и для бюджета автомобилистов.

Вечерняя Москва

Поделиться




Комментарии

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо авторизоваться на сайте

события

Рекомендуем посмотреть



Войти Зарегистрироваться
Войти Зарегистрироваться